Саммари: А.Цветков “Нейропедагогика для учителя: как обучать по законам мозга”

Cоучредитель портала Eduneo.ru, кандидат филологических наук, доцент, учитель-логопед, лингвист-эксперт, преподаватель РКИ взрослым и детям-билингвам, автор книг и пособий для детей с дислексией
Эксперт: в области русского языка, литературы, методики преподавания, логопедии

Говоря об обучении, об применении той или иной методики, невозможно не учитывать, что происходит в этот момент в головном мозге, как он реагирует на это.

Рекомендуем курс “Нейроучитель. Как применять современные знания о мозге на занятиях?”

Глава 1. Место встречи изменить нельзя.

Школа. Именно здесь формально начинает обучение.

Развивающее обучение – это любое обучение, которые мы даем ребенку. Чему бы мы не учили ребенка, мы его развиваем.

Формирующее обучение – применяется в ситуации задержки темпов развития при адекватной структуры психики.

Коррекционно-развивающее – когда структура психики не соответствует возрастным нормам.

Текущая, неадекватная возрасту задача будет решаться путем избыточного использования ресурсов.

Рекомендуем “Дети с трудностями в обучении (дистанционный курс)”.

Глава 2. Мозг и его ресурсы

  1. Здоровое тело – первый источник энергии мозга.
  2. Правильное питание и здоровый обмен веществ – второй источник энергии.
  3. Разнообразный и качественный информационный поток – третий источник энергии мозга.
  4. Произвольная регуляция – формирование мотивов поведения.

Законы нейропедагогики:

  • Обучение должно быть осмысленным как для ученика, так и для учителя.
  • Обучение должно быть своевременным.
  • Любые воспитательные и обучающие воздействия должны быть логичны и последовательны.
  • Что контролируешь, то и получаешь.

Наша задача дать мозгу ребенка отыграть все ступени развития.

Глава 3. Как сделать обучение осмысленным?

Наибольший интерес у детей вызывают мультимодальные материалы, воздействующие на разные органы чувств.

Мультимедийность никакого отношения к мультимодальности не имеет.

На сегодняшний день основная проблема – это мотивация ребенка. И если раньше классические приемы и техники срабатывали, то сейчас нет.

То что лишено внутренней логики ставит мозг “на паузу”.

Контролю подлежит только первое звено – действие. В школе же учебная деятельность контролируется на уровне микрооперация.

Глава 4. Что важнее – содержание или метод?

На практике широко используется классно-урочная система. В итоге содержание подстраивается под метод. Школа является “вещью в себе”, но стоит ребенку выйти за пределы школы – все предметное содержание разбегается во все стороны.

Главная задача нейропедагогики – помочь педагогу все зависимости от уровня подобрать технологии из разных систем и объединить их в одну систему, эффективную для каждого ученика.

Глава 5. Откуда берутся межпредметные связи?

Основная ошибка и педагогов, и родителей – восприятие своих инвестиций времени, сил, денег в инфраструктуру ребенка, как инвестиций в акции.

Как часто мы слышим от математиков, что история – это гуманитарная наука, то есть нелогичная.

Ситуативные задачи, творческие проекты, эксперименты, реферирование отдельных проблем – те методы, которые позволяют увидеть межпредметные связи.

“Режиссура урока” – это вопрос не только педагогического мастерства, но и законов  работы головного мозга.

Правила формирования гибкого мышления:

  • уменьшить число “учебных ситуаций”, увеличив их глубину.
  • объясняйте детям так же как и взрослым, с той же логикой и аргументами.

Что же является солью нейропедагогики?

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *