Говоря об обучении, об применении той или иной методики, невозможно не учитывать, что происходит в этот момент в головном мозге, как он реагирует на это.
Рекомендуем курс “Нейроучитель. Как применять современные знания о мозге на занятиях?”
Глава 1. Место встречи изменить нельзя.
Школа. Именно здесь формально начинает обучение.
Развивающее обучение – это любое обучение, которые мы даем ребенку. Чему бы мы не учили ребенка, мы его развиваем.
Формирующее обучение – применяется в ситуации задержки темпов развития при адекватной структуры психики.
Коррекционно-развивающее – когда структура психики не соответствует возрастным нормам.
Текущая, неадекватная возрасту задача будет решаться путем избыточного использования ресурсов.
Рекомендуем “Дети с трудностями в обучении (дистанционный курс)”.
Глава 2. Мозг и его ресурсы
- Здоровое тело – первый источник энергии мозга.
- Правильное питание и здоровый обмен веществ – второй источник энергии.
- Разнообразный и качественный информационный поток – третий источник энергии мозга.
- Произвольная регуляция – формирование мотивов поведения.
Законы нейропедагогики:
- Обучение должно быть осмысленным как для ученика, так и для учителя.
- Обучение должно быть своевременным.
- Любые воспитательные и обучающие воздействия должны быть логичны и последовательны.
- Что контролируешь, то и получаешь.
Наша задача дать мозгу ребенка отыграть все ступени развития.
Глава 3. Как сделать обучение осмысленным?
Наибольший интерес у детей вызывают мультимодальные материалы, воздействующие на разные органы чувств.
Мультимедийность никакого отношения к мультимодальности не имеет.
На сегодняшний день основная проблема – это мотивация ребенка. И если раньше классические приемы и техники срабатывали, то сейчас нет.
То что лишено внутренней логики ставит мозг “на паузу”.
Контролю подлежит только первое звено – действие. В школе же учебная деятельность контролируется на уровне микрооперация.
Глава 4. Что важнее – содержание или метод?
На практике широко используется классно-урочная система. В итоге содержание подстраивается под метод. Школа является “вещью в себе”, но стоит ребенку выйти за пределы школы – все предметное содержание разбегается во все стороны.
Главная задача нейропедагогики – помочь педагогу все зависимости от уровня подобрать технологии из разных систем и объединить их в одну систему, эффективную для каждого ученика.
Глава 5. Откуда берутся межпредметные связи?
Основная ошибка и педагогов, и родителей – восприятие своих инвестиций времени, сил, денег в инфраструктуру ребенка, как инвестиций в акции.
Как часто мы слышим от математиков, что история – это гуманитарная наука, то есть нелогичная.
Ситуативные задачи, творческие проекты, эксперименты, реферирование отдельных проблем – те методы, которые позволяют увидеть межпредметные связи.
“Режиссура урока” – это вопрос не только педагогического мастерства, но и законов работы головного мозга.
Правила формирования гибкого мышления:
- уменьшить число “учебных ситуаций”, увеличив их глубину.
- объясняйте детям так же как и взрослым, с той же логикой и аргументами.
Что же является солью нейропедагогики?
Другие статьи автора
- Полезно знать: основные виды дисграфии
- Как легко и просто начать учебный год: мнение экспертов
- Использование блог-технологий в учебном процессе вуза
- Развитие речемыслительной деятельности иностранных слушателей
- Грамматические способности и чувство ритма: а есть ли связь?
- 4 приема быстрого чтения учебной и научной литературы
- Техника вопроса и "фразы-убийцы" в речи (по следам книги Карстен Бредемайер, Райнер Нойман "Мастер словесной атаки")