Быстрое чтение – это быстрое восприятие текстовой информации с оптимальным его осмыслением и усвоением. Не нужно это понимать буквально и механически. Эффективно читать – это значит:
- читать быстро
- понимать прочитанное
- запоминать прочитанное.
Возможно, вам будет интересен вебинар “Упражнения на увеличение скорости чтения на занятиях”
При традиционном чтении читатель видит частности, при быстром – общую картину.
Родственные понятия
Динамическое чтение – изменение скорости чтение в зависимости от характера текста.
Рациональное чтение – целесообразность всех компонентов процесса чтения.
Быстрое и интенсивное чтение – умение маневрировать скоростью чтения с учетом стиля и жанра текста (научный, общественно-публицистический и художественный).
Причины медленного чтения
- неэффективная работа анализаторов-рецепторов, поставляющих информацию в мозг (речедвигательного, речеслухового, зрительного).
- малое поле зрения
- регрессивные движения глаз
- слабое внимание
- пассивность памяти
- вялое мышление
- отсутствие предугадывания, прогнозирования
- стратегическая неопределенность
- ненаучная организация умственной работы.
Упражнения для подавления внутренней артикуляции
Цель – создать препятствия для артикуляции. Понимание текста не предполагается.
“Палец, карандаш”
При чтении положите палец на губы или зажмите карандаш в зубах так, чтобы язык и губы не двигались.
“Ла-ла-ла вслух и про себя”
Во время чтения произносите вслух/или про себя какие-либо звукосочетания или отдельные слова.
“Мелодия”
Читая, слушайте спокойную музыку, следя за развитием мелодии.
“За перстом”
Нужно быстро вести указательным пальцем вдоль текста и стараться успеть прочитать.
Упражнения для расширения горизонтального зрения
Полное понимание текста не преследуется, зрение напрягать не нужно, глаза должны быть расслаблены.
Горизонтальное поле зрения – это участок строки, воспринимаемый при чтении за одну фиксацию.
“Три колонки”
Разделите двумя вертикальными линиями книжную страницу на три равные колонки.
Прочитайте страницу так, чтобы каждая строка читалась за три остановки.
“Стихотворение”
Найдите стихотворение с короткими строчками. Одну строчку читайте за одну остановку, фокусируясь на крайних словах. Потом подбираем стихотворение подлиннее.
Упражнение на расширение вертикального поля зрения
Вертикальное поле зрения – это участок текста, воспринимаемый за одну остановку.
“Словарные колонки”
гордость
экзотика осуждение
Соседство всхлипы отшельник
Жизнь слух мораль
допуск птица создание
лихорадка защита
слабость.
Прочитайте каждую колонку за одну фиксацию.
Подстраивайте слова под самое нижнее и самое вернее слово.
Повторяйте упражнение.
Упражнения на развитие подвижности и маневренности глаз
“Первое-последнее”
Включите музыку. Читайте очень быстро первое и последнее слово в каждой строке. Остальные слова читать не надо.
“Бабочка”
Вообразите полет бабочки. Следите за ней взглядом, но не поворачивая голову.
“Цифры, буквы, фразы”
Напишите взглядом цифры от 1 до 33. Так же напишите все буквы алфавита.
А как же определить коэффициент понимания?
Коэффициент понимания текста можно определить проверки ответов на контрольные вопросы по прочитанному тексту.
Правильный ответ на один вопрос составляет К=0,1. Соответственно, 5 верных ответов – это К=0,5. А все ответы – это К=1.
Упражнения на внимание
“Вопросы к…”
Возьмите любое известное стихотворение. Расчлените его на фразы. К каждой фразе поставьте несколько вопросов. Делайте это всякий раз, когда нужно что-то хорошо запомнить.
“Пешком по тексту”
Нарисуйте карту текста, обозначив ключевую мысль с помощью пиктограммы или простого рисунка. Соедини картинки последовательными стрелочками – совершайте путешествия по карте в момент пересказа.
“Партитурное чтение”
- Просто читаем стихотворение.
- Прочитаем стихотворение, вникая в содержание, лексику и грамматику.
- Прочитать и передать эмоции.
- Прочитать и постараться обратить внимание на детали второго плана.
Человек, владеющий навыками быстрого чтения способен понимать, чувствовать тексты нисколько не хуже всех остальных. Наоборот, это дает возможность глубже проникнуть в замысел автора.
Другие статьи автора
- Применение технологии спонтанного письма на уроках русского языка
- 4 приема быстрого чтения учебной и научной литературы
- Три упражнения на коррекцию дисграфии
- 5 упражнений для развития творческого мышления
- Дисграфия: изучаем письменные работы студентов
- Психология обучения без ограничения: саммари на книгу Р.В. Майера
- 14 фильмов об ораторском искусстве и мастерстве убеждения