Улучшаем скорость чтения

учитель начальных классов МАОУ гимназия №26, г. Томск.
Эксперт: ТРИЗ-педагогика, методика преподавания в начальных классах

Учебные пособия начальной школы направлены на формирование всех сторон навыка чтения:

  • осознанности (осмысленности);
  • правильности;
  • беглости;
  • выразительности.

Скорость (беглость) чтения — критерий, помогающий школьнику осваивать программный материал. Главные недостатки, препятствующие эффективному и быстрому восприятию информации, могут быть следующими:

  • побуквенное чтение (включаем работу по обучению правильному слоговому чтению);
  • низкая концентрация внимания (выполнение упражнений на внимание);
  • слабое периферическое зрение (не забываем включать в урок упражнения на развитие зрительного охвата текстовой информации, используем таблицы Шульте);
  • недостаточное развитие артикуляционного аппарата (учим скороговорки, выполняем артикуляционную гимнастику).

Существует много упражнений для повышения скорости чтения, используемых учителями на уроках литературного чтения.

Считаю, что представленные упражнения полезны, но малоинтересны детям. Для них – это скучные задания. Что же можно предложить детям, чтобы увеличить скорость чтения и, в то же время, заинтересовать чтением? Предлагаю несколько приёмов, которые помогут ученикам улучшить результат чтения.

Возможно, вам будет интересен вебинар “Упражнения для увеличения скорости чтения на занятиях”

Приём «Сложи слово»

Ребёнку дают карточки со слогами, нужно как можно быстрее (сначала ребёнка не ограничиваем во времени) сложить слова. Сначала предлагают простые слова, а затем слова, похожие по написанию. На этом же задании можно и работать над орфографической зоркостью.

Приём «Расфокус»

Данный приём помогает тренировать зрение в любой обстановке. Например, во время прогулки на улице просим ребёнка сфокусировать взгляд на впереди идущего человека. Затем говорим: «Старайся смотреть «сквозь этого человека». Что видишь вокруг?». Ребёнок расфокусирует свой взгляд и начинает замечать и перечислять вокруг другие объекты, не поворачивая головы.

Упражнение «Пират»

Берём страницу любого текста, закрываем сначала левый глаз, читаем правым глазом, а затем меняем. Что даёт упражнение:

  • тренировка зрения;
  • развивает левое и правое полушария головного мозга.

Приём «Молния»

Учитель (родитель):
– Ты будешь читать текст в спокойном темпе, но как только услышишь от меня слово «молния», начинаешь быстро читать.

Приём «Найди слово»

Это задание направлено и на развитие внимания, и на увеличение скорости чтения. Можно начинать с одного слова, со словосочетания, а затем переходить на предложения и тексты.

Описание приёма: среди большого количества цифр спрятаны буквы. Нужно собрать все буквы, чтобы получились слова или предложения. Важно, чтобы все цифры и буквы были одинакового размера и высоты.

Алгоритм составления задания:

  1. Задумаю слово. Например: шапочка
  2. Напишу его на строке.
  3. Вставлю между буквами разное количество цифр.
  4. Задание: Расшифруйте слово»

14Ш782А90П1О45Ч890К43А245

Примечание: если ребенку трудно выполнять такое задание, то можно сначала предлагать такие задания, где буквы будут по размеру больше или меньше цифр:

14ш782а90п1о45ч890к43а245

Задание: Расшифруйте название сказки

К467У90Р1О32Ч54К327А459Р80Я132Б2А45
(«КУРОЧКА РЯБА»)

Приём «Найди слово» можно использовать и в другом варианте. Ребёнку предлагается текст. Взрослый говорит одно слово. Ребёнок должен найти в это слово (сколько бы раз оно не повторялось).
Например, в стихотворении Д.Хармса найти слово «дремлет» (число не имеет значение). Варианты этого задания могут быть разными:

  • найти в тексте слова, начинающиеся на букву Б;
  • найти односложные слова;
  • найти слова с одинаковым слогом;
  • найти все слова с буквосочетаниями ЖИ;
  • найти все предлоги (или только предлог В) и т.д.

Приём «Наоборот»

Данный приём занятный и очень нравится обучающимся. Главное при выполнении задания следить за тем, чтобы ребёнок правильно читал слова наоборот. Приём можно проводить по-разному:

  • читаем весь текст наоборот;
  • слово читаем правильно, слово наоборот (представлен пример) и т.д.

Это упражнение не требует дополнительной специальной подготовки от учителя. Берём тот текст или фрагмент, с которым работали на предыдущем уроке.

Приём «Бросок-засечка»

Данное упражнение направлено на умение ориентироваться в тексте, быстро отыскивать то место, на котором закончили читать. А для этого, конечно, ребёнок должен владеть просмотровым чтением.

Ребёнок кладёт руки на колени и выполняет действия по командам:

  • «БРОСОК» – начинает читать вслух.
  • «ЗАСЕЧКА» – перестаёт читать, закрывает глаза и несколько секунд (5-7-10) отдыхает.
  • «БРОСОК» – открывает глаза, ищет то место, где закончил читать.
  • Важно, чтобы руки ребёнка оставались на коленях. Данное упражнение можно проводить на традиционной «5-минутке» чтения.

Возможно, вам будет интересен мини-курс “Смысловое и функциональное чтение: создаем систему упражнений”

Тест Струпа (методика словесно-цветовой интерференции)

Задание основано на противоречии прочитанной и визуальной информации. Чтобы пройти тест правильно, от ребёнка требуется предельная концентрация.

Здесь представлена только небольшая часть занимательных приёмов и упражнений, которые можно использовать для улучшения скорости чтения. Учителю нужно систематически включать их в уроки и занятия, предлагать новые приёмы для поддержания мотивации к чтению. И, конечно, каждый ребёнок будет с удовольствием заниматься в том случае, если будет наглядно видеть свои достижения.

Статьи по теме

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *