Ценным методом стимулирования интереса к учению выступает метод использования различных игр и игровых форм организации познавательной деятельности на занятиях со студентами и школьниками.
Самой бюджетной игровой формой является языковая игра, частью которой являются игры словесные (не актерские) и словесно-ролевые.
Целесообразно выделить еще и лингвистические учебные игры.
В чем отличие?
Словесная игра – это игра со словом. Игра происходит исключительно путем речевого взаимодействия игроков. Словесная игра направлена не только на развитие языкового чутья, но и на развитие внимания и памяти.
Словесно-ролевые игры -— разновидность ролевых игр с полным отсутствием материального компонента: игра происходит исключительно путём речевого взаимодействия игроков, описывающих действия своих персонажей, и мастера, описывающего реалии окружающего мира и реакции мастерских персонажей.
Лингвистическая игра – это языковая игра, связанная с изучением языка и обогащением речи, с развитием логического мышления, коммуникативных особенностей речи с точки зрения учета лексических, грамматических, орфоэпических, синтаксических особенностей речи.
Следовательно, лингвистические игры бывают: орфоэпическими, лексическими, грамматическими, синтаксическими.
Лингвистическая игра “Скрытые мотивы”
Наверняка, в жизни каждого человека была ситуация, когда он совершал какой-либо поступок и не мог объяснить, почему он поступил так или иначе. Разгадка возможных скрытых мотивов возможна, путем последовательного анализа предыдущих событий.
Что отрабатываем: логику речи.
Правила: Делим группу на пары (иногда, проще объединиться не в пары, а в тройки). В каждой паре один из участников рассказывает ситуацию, которую он не может объяснить. Напарник путем наводящих вопросов пытается выяснить факты, связать их в силлогизмы.
Силлогизм – это «форма умозаключения, умствованье, когда из двух данных посылок или суждений выводится третье, заключение».
Например, все студенты летом сдают экзамены. Я студент, значит летом у меня экзамены.
Во втором раунде собеседники меняются местами. Затем следует рефлексия.
Словесная игра “Один день из жизни”
Суть игры: выбираете с учениками любую профессию. Составляете совместными усилиями рассказ из одних существительных (глаголов, прилагательных) о трудовом дне профессионала.
К примеру, рассказ о дне учителя: звонок-завтрак-урок-вопрос-ответ-пятерка-учительская-директор-скандал-урок-звонок-дом-подготовка-сон.
Важное условие: прежде, чем назвать новое существительное, каждый игрок обязательно должен повторить все, что было названо до него. Тогда рассказ будет восприниматься как целостное произведение. Чтобы лучше было запоминать названные существительные, советую внимательно смотреть на всех говорящих, как бы связывая слово с конкретным человеком.
Словесная игра “Новый словарь”
Обычно играем по кругу с учениками, в качестве разминки на любом уроке-занятии.
Суть этой игры в том, чтобы придумать новые значения обыкновенным и всем привычным словам.
Например: ухажер – любитель ухи, изверг –вулкан, жрица – женщина, любящая поесть, и т. д.
Победит тот, кто подберет больше интересных слов. О времени, отводимом на подготовку, договариваются заранее.
Словесная игра “Табу”
Когда мне надо разговорить слушателей/студентов и учеников, или подвести их к теме урока, или повторить ранее изученный материал, я использую словесную игру “ТАБУ”.
Правила простые: студент/ученик получает карточку, на которой написано слово. Его нужно объяснить. А под этим словом, или рядом – еще несколько, которые в объяснении использовать нельзя.
Другие студенты должны это слово отгадать.
Лучше готовить карточки самостоятельно – под конкретную тему (например, сочинение-рассуждение – для учеников, или общенаучная терминология – студенты/курсанты).
Лингвистическая игра “Звукообразы”
Преподаватель зачитывает/выводит на экран слова писателя Е. Замятина:
“Всякий звук человеческого голоса, всякая буква – сама по себе вызывает в человеке известные представления, создает звукообразы. Я далек от того, чтобы приписывать каждому звуку строго определенное смысловое или цветовое значение, однако
Звук [р] – ясно говорит мне о чем-то громком, ярком, красном, горячем, быстром.
[л] – о чем-то бледном, голубом, холодном, плавном, легком.
Звук [н] – о чем-то нежном, о снеге, небе, ночи:
Звуки [д] и [т] – о чем-то душном, тяжком, о тумане, о тьме, о затхлом.
Звук [м]- о милом, мягком, о матери, о море.
С [а]- связывается широта, даль, океан, марево, размах.
С [о]- высокое, голубое, лоно:
С [и] – близкое, низкое, стискивающее”.
Задание: придумать слова на буквы РЛНДТМАОИ. Попросить студентов и учащихся озвучить свои звукообразы.
Словесная игра “Буквы-Пуквы”
Один учащийся загадывает другому слово, которое тот должен объяснить остальным, – но пользоваться он может при этом только словами на букву одну букву, например, “п” (любыми, кроме однокоренных). То есть слово “дом” придется объяснять, например, так: “построил – проживаю”.
Если сразу угадать не удалось, можно подбрасывать дополнительные ассоциации: “постройка, помещение, пространство, простейшее понятие…” И под конец добавить, например, “Периньон” – по ассоциации с шампанским Dom Perignon.
Если отгадывающие близки к победе, то учитель пригодятся комментарии типа “примерно”, “приблизительно”, “почти правильно” – или, в противоположной ситуации: “плохо, подождите!”. Обычно после того, как слово угадано, объяснявший придумывает новое слово и шепчет его на ухо угадавшему – тот становится следующим ведущим.
Словесные и лингвистические игры являются отличным способом повысить эффективность аудиторных занятий. Их можно использовать на различных этапах занятия: в начале – для создания благоприятной атмосферы и повторения материала, который будет в дальнейшем использоваться в речи, в середине или конце занятия – для снятия усталости, в конце занятия, когда остается несколько минут до звонка и нет смысла начинать какое-то более серьезное упражнение.
Другие статьи автора
- Корректируем оптическую дисграфию у младших школьников: примеры игровых упражнений
- 4 приема работы с историческими понятиями
- Полезно знать: основные виды дисграфии
- Лекция-мастер-класс: основные рекомендации
- Грамматические способности и чувство ритма: а есть ли связь?
- Топ-7 сервисов и приложений для изучения русского языка
- Основные тренды в образовании: по итогам конференций
Статьи по теме
- 7 кинетических игр на уроках английского языка
- Коммуникативные задания на занятиях по “Русскому речевому этикету” для иностранных обучающихся
- 7 фонетических игр и упражнений на начальном этапе обучения русскому языку как иностранному
- Использование вариантов игры «слово в словах» на занятиях русского языка
- 4 упражнения с тавтограммами на занятиях по русскому языку
- Лингвистические игры на занятиях по русскому языку
5 требует род. п. мн.ч., поэтому не 5 игры, а 5 игр. А материал интересный, спасибо автору.
Спасибо большое! Иногда виртуальный редактор вносит изменения с опозданием.