Применение метода глобальной симуляции в преподавании РКИ

Aвтор материала: Ноженкина Ольга -
к.психол.наук, руководитель центра образовательных инициатив, преподаватель РКИ г.Анкара, учитель русского языка и литературы русско-турецкой школы им. В.И. Даля г.Стамбул.
Эксперт: методика преподавания РКИ, лингвистика, педагогика

Требования к успешному прохождению тестов по русскому языку как иностранному от базового до третьего сертификационного уровня предполагает хорошо развитую коммуникативную компетенцию, позволяющую удовлетворять свои коммуникативные потребности в социально-бытовой социально-культурной, учебной и профессиональной сферах общения.

Метод глобальной симуляции, в той форме, в которой мы знаем его сегодня, появился во Франции в конце 1970-х гг. в Бюро по обучению французскому языку и цивилизации за рубежом (Bureau pour l’Enseignement de la Langue et de la Civilisation Françaises à l’Étranger) в виде проекта под название «L’Immeuble» («Жилой дом»). Это был первый пример глобальной симуляции, которая воссоздавала жизнь людей в большом многоквартирном доме. К основным разработчикам данного метода относятся Франсиз Дебузе, Жан-Марк Кар и Франсиз Йеш.

Изначально метод глобальной симуляции создавался для использования на уроках французского языка как иностранного для взрослых слушателей. Однако сегодня эта технология широко применяется для любого контингента обучаемых и для изучения как иностранного, так и родного языка.

Рекомендуем присоединиться к онлайн конференции для преподавателей РКИ и обучающих детей-билингвов “Ученики с дислексией и/или СДВГ. Как обучать максимально эффективно”

Ф. Дебузе дает следующее определение методу глобальной симуляции:

«Глобальная симуляция – это скрипт или сценарий, позволяющий группе до 30 человек создавать свой собственный театр, это может быть, например, многоквартирный дом, поселок, остров, цирк или гостиница, участники могут поселить там людей, которые взаимодействуют друг с другом и симулируют все языковые функции, которые необходимы в этой среде, которая в свою очередь является одновременно и тематическим пространством, и коммуникативным театром».


Этот метод может широко применяться там, где изучается базовый или профессиональный иностранный язык. На базовом уровне для установления и поддержания необходимого контакта с носителем языка студенты должны владеть наряду с нормативным пластом языка определенной совокупностью знаний, умений и навыков, позволяющих обнаруживать ненормативные явления в иноязычной речи и квалифицировать их с точки зрения лингвистических и экстралингвистических факторов.

Рекомендуем для просмотра вебинар “Как за 20 минут создать настольную образовательную игру”

Для этого мы погружаем студентов в определенные языковые аутентичные ситуации, где они играют самих себя в условиях страны изучаемого языка, например: аэропорт, таможня, поезд, город, деревня, поликлиника, библиотека, ресторан.

Организационные требования:

  • Обучение по методу глобальной симуляции возможно после предварительного базового курса, объем которого должен быть не менее 150 часов.

В нашем случае программа глобальной симуляции – это по сути программа тотального погружения в язык, т.е. многочасовой курс, который длится в течение 7-14 дней и занимает от 50 до 70 учебных часов в зависимости от направления симуляции и пожеланий клиентов.

  • Максимальное количество участников – 15 человек.

Пример организации симуляции:

1 этап – знакомство с основными правилами симуляции, до студентов доводится информация общего характера о симуляции как методе обучения, а также подробное описание конкретной симуляции, в которой им предстоит принять участие.

Учащиеся могут задавать организационные вопросы, касающиеся порядка проведения симуляции, но не по ее содержанию, потому что им предстоит найти самостоятельно ответы на все вопросы в ходе работы, используя факты, имеющиеся в раздаточных материалах.

2 этап – языковое оформление (пространственное и временное расположение) места действия: город, отель, ресторан, фирма и др.

Рекомендуем настольную игру “Добро пожаловать в ЛингваЛэнд”

3 этап – создание студентами вымышленных личностей симуляции, сконструированных на основе заранее заданной информации. Главная цель глобальной симуляции заключается в идентификации участников с присвоенными им ролями.

4 этап – это «оживление» микрокосмоса. Все участники симуляции должны вжиться в свои роли и максимально перевоплотиться в облик своего героя. Однако не стоит забывать, что актерское мастерство не является в условиях глобальной симуляции первоочередной задачей.

5 этап – рефлексия прожитого социального опыта. На данном этапе преподаватель организует дискуссию в форме круглого стола, на котором все участники обмениваются своими мыслями, задают интересующие вопросы, рассказывают о своих языковых трудностях.

Кроме этого, необходимо продумать конечный продукт симуляции. Это может быть коллективный роман, фотокнига, театральная постановка, выставка, подкаст, блог, сайт и т.д.

Подводя итоги, хочется отметить, что данный метод опробован нами в США и Турции и прекрасно зарекомендовал себя в преподавании профессионального русского языка. Он пока не очень распространен в преподавании РКИ в России, но его несомненное преимущество, заключающееся в возможности связать изучение русского языка с социальным и профессиональным контекстом, способствует формированию не только социолингвистической компетенции учащихся, но и позволяет познакомить студентов с повседневной жизнью носителей языка и межличностными отношениями, их менталитетом и системой ценностей и убеждений, а так же культурными особенностями, так часто не понимаемые иностранными студентами.&nbsp

Статьи по теме

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *