Интерес образования к нейротехнологиям обусловлен множеством причин.
Привлекательность нейротехнологий для образования, помимо социально-экономических причин, связана также с тем, что они предлагают ответ на запросы современных тенденций образования –персонификации образовательных технологий.
Нейротехнологии предлагают, с одной стороны, способы фиксации индивидуальных особенностей субъектов образования и далее подстройки под них
процесса образования (например, в инклюзивном образовании при работе с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью). С другой стороны, сами нейротехнологии способны адаптивно изменяться под цели и интересы обучающегося, особенности его мотивации (что важно, например, в работе с одаренными детьми.
Нейротехнологии обусловливают трансформацию образования прежде всего, применительно к цифровому профессиональному будущему. Основными направлениями преобразования образования под влиянием нейротехнологий согласно Э.Ф. Зееру выступают следующие инновации:
— персонализация обучения;
— дифференциация учебной деятельности;
— ускорение темпа учения на основе внедрения технологий виртуальной и дополненной реальности;
— актуализация потребности во взаимодействии с изменяющейся «Яконцепцией»;
— преадаптация субъектов учебной деятельности к неопределенности развития социально-профессионального будущего.
Несмотря на крайне широкое понимание концепции нейротехнологий можно выделить несколько ключевых трендов реализации нейротехнологий в образовании:
1. Метод биологической обратной связи (БОС), который позволяет определить состояние обучающихся и изменения тех или иных их физиологических процессов и, исходя из полученных данных, скорректировать образовательный процесс, улучшить его качество и результативность. Также данный подход можно использовать для тренировки навыков саморегуляции и психофизиологического состояния. В нем могут использоваться различные физиологические показатели и их сочетания:электроэнцефелограмма (ЭЭГ), электромиограмма (ЭМГ), кожно-гальваническая
реакция (КГР) и другие.
2. Видеоокулография или айтркинг (от англ. eye tracking – «отслеживание глаза») изучает зрительное восприятие. Может использоваться для определения положения взгляда человека относительно монитора компьютера, концентрации внимания и функционального состояния при реализации цифрового образовательного контента. С помощью айтрекинга возможно отследить когнитивную сложность текста, выявить дистракторы в визуальном контенте, отследить факт просмотра значимых для процесса обучения элементов, оценить юзабилити образовательных курсов. Таким образом мы
можем провести оценку цифрового образовательного контента по всем значимым для дистанционного обучения параметрам: сложность, отвлечение, внимание, эргономики контента и вынести рекомендации по оптимизации содержания.
3. Разработка компьютерных интерактивных тренажеров в 3D виртуальных средах для сопровождения процесса профессионального обучения. Одним из перспективных направлений прикладной области информационных технологий является применение трехмерных интерактивных виртуальных сред для создания тренажеров и симуляторов. Для решения таких задач необходимо наличие эффективных технологий, которые должны обеспечивать адекватность виртуальной среды, и глубокая методологическая проработка влияния виртуальной среды на психику и нейрокогнитивные процессы обучающихся.
Следовательно, с помощью нейротехнологий возможно построение систем проектирования и экспертной оценки содержания образования с учетом возрастных, физиологических и нейропсихологических особенностей обучающихся.
Статьи по теме
- 3 книги и тренажёры, которые помогут развить вашу память
- 5 книг для тех, кто хочет познать искусство диалога и психологию общения
- 5 идей для формативного оценивания на уроке
- Саммари на учебное пособие С. Н. Костроминой “ВВЕДЕНИЕ В НЕЙРОДИДАКТИКУ”
- Виртуальные музеи как пространство обучения языкам
- Виммельбух: как читать и как работать?