Как самостоятельно создать “Прописи” для обучающихся

Cоучредитель портала Eduneo.ru, кандидат филологических наук, доцент, учитель-логопед, лингвист-эксперт, преподаватель РКИ взрослым и детям-билингвам, автор книг и пособий для детей с дислексией
Эксперт: в области русского языка, литературы, методики преподавания, логопедии

В последнее время особенно актуальной в методике преподавания русского языка является проблема обучения первоклассников каллиграфически правильному письму, так как все чаще у обучающихся возникают трудности при овладении техникой письма, которые имеют разные причины: и физиологические, и психологические, и педагогические.

Этапы обучения письму

Первый этап — подготовка руки к письму. В этом помогут упражнения на развитие мелкой моторики, лепка, рисование, оригами.

Второй этап — штрихование и раскрашивание. Следите при этом, чтобы ребенок правильно захватывал пишущий инструмент (ручку или карандаш).

Третий этап — работа в прописях.

Четвертый этап — написание прописных букв.

Прописи — помощник учителю и ученику

В первую очередь педагогу следует  обратить внимание на “Прописи”, которые являются основными помощниками учителю и детям. Они составляются в соответствии с букварем и содержат образцы букв. “Прописи” облегчают работу учителя, а для
учащихся служат образцом, в котором нет ошибок.

Почерк – устойчивая манера письма, зафиксированная в рукописи система привычных движений, в основе формирования которой лежит письменнодвигательный навык.

Обучение письму — это в первую очередь выработка навыка графического. Как и всякий навык, он формируется в результате обучения, в результате формирования умений и на их основе выполнения ряда упражнений.

Особенности графического навыка в том, что это, с одной стороны, двигательный навык, то есть такое действие, которое опирается, на первый взгляд, лишь на мускульные усилия. С другой же стороны, в процессе письма осуществляется перевод осмысленных единиц речи в графические знаки (перекодировка). Что придает письму характер сознательной деятельности. Эта сторона письма как специфической человеческой деятельности и составляет главное в навыке письма.

Но ни для кого не секрет, что время на обучение ребенка правильному каллиграфическому письму в первом классе сведено к минимуму. Следовательно, плохо прописанные элементы и буквы на начальном этапе формирования письма могут привести к трудностям в дальнейшем.
Закрепить навык письма, выработать автоматическое правильное и, что самое главное, понятное написание письменных букв помогают дополнительные занятия с прописями.

Основной алгоритм письма

1. Написание прямых наклонных линий с соблюдением точных интервалов и их параллельности.

2. Деление наклонной линии и рабочей строки на 2 и 3 части по вертикали с целью подготовки к правильному выполнению соединений элементов букв и букв в слове (включение определенного математического расчета в написание букв, слов).

3. Выполнение закругления на нижней линии рабочей строки как связующего элемента между двумя разнонаправленными линиями.

4. Письмо крючковой линии до середины строки. (Крючковая линия вместе с прямой наклонной и закруглением обычно называется крючком.)

5. Письмо «секрета», т. е. прямой линии, которая продолжает крючковую линию от середины строки до верхней ее линеечки, соединяя конец крючка с верхней линеечкой рабочей строки («секрет» пишется параллельно прямой наклонной линии.)

6. Письмо вниз по «секрету» до нижней линии строки, т.е. написание второй наклонной линии («прячем «секрет»).

7. Завершение написания второго крючка (второе закругление и вторая крючковая линия).

Чтобы грамотно работать с прописями, надо помнить несколько правил:

  1. Для начала прописывать все элементы, из которых состоят буквы.
  2. Перед написанием буквы, проанализировать все ее элементы. Замечено, что скорость в освоении новой буквы значительно увеличивается, когда ученик видит, что подобные элементы он  встречал ранее и уже умеет их писать.
  3. Показать направление движения при письме. В формате индивидуальных занятий можно попросить ребенка пальчиком провести по букве, закрепляя нужное направление движения при письме.
  4. Соблюдать речевую формулу. Речевая формула — это план ответа, опора для самоконтроля, возможность упорядочить свои действия и речь.
Пример работы с буквой

Онлайн-сервисы (генераторы) по созданию прописей

Сейчас  в помощь учителям и родителям созданы он-лайн сервисы.

  1.  Генератор заданий “Прописи”.

Этот вариант прост в использовании (см. рис.)

Заполняем все пункты и получаем вот такой лист с заданием, который конвертируется в формат PDF:

Лист Прописей

2. Есть еще один он-лайн генератор, который  поможет создать дополнительные материалы под потребности обучающегося.

Шаг 1. Чтобы составить прописи, выберите на панели  нужные вам функции.

Шаг 2. Вид страницы: в косую линию, в узкую линию, в широкую линию.

Шаг 3. Вид шрифта: пунктирный, сплошной серый, сплошной черный.
Если необходимо обвести буквы, то выберете пунктирный шрифт или сплошной серый.
Для самостоятельного письма по примеру – сплошной черный.

Шаг 4. Положение страницы: книжное, альбомное.
В отдельной строке напишите задание.

Шаг 5. Далее заполните форму текстом на свое усмотрение.
Это могут быть отдельные элементы, буквы, слоги, слова.

Вы можете создать прописи не только на кириллице. Используя латинскую раскладку клавиатуры, вы можете сгенерировать прописи по английскому и немецкому языку.

Например, 

Готовые прописи: где найти

Если же на составление прописей времени нет, то можно воспользоваться уже готовыми и скачать прописи вот здесь, или на сайте Жирафенок , или на сайте Пиши красиво.

Изображение с Freepik.com

 

 

 

 

Статьи по теме

2 thoughts on “Как самостоятельно создать “Прописи” для обучающихся

  1. Огромное спасибо за интереснейшую статью. Скажите, пожалуйста, те онлайн генераторы прописей, которые вы упомянули, соответствуют школьным стандартам? Я имею в виду, могу ли я обучать ребёнка письму с этим ресурсом? Вижу , что некоторые сведения букв отличаются от классических?
    Спасибо за ответ!

    1. Спасибо большое! Мне кажется возможно. Но начать обучения письму надо с прописей, в которых прописаны “палочки” и “ключочки” (то есть элементы) И уже потом переходить к буквам!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *