Общеизвестно, что работа с текстами является одним из основных видов работ на уроке и самостоятельной внеучебной деятельности учащихся. Умение работать с текстами относится к числу умений, которыми должен владеть современный функционально грамотный человек, у которого возрастает потребность в формировании навыков поиска информации, ее анализа, обработки, хранения, распространения, предоставления другим людям в максимально рациональной форме.
[ecwid_product id=”159705013″ display=”picture title price addtobag” version=”2″ show_border=”1″ show_price_on_button=”1″ center_align=”1″]
Анализируя современные учебники начальной школы, можно сделать вывод, что в них, по-прежнему, представлены преимущественно «сплошные» тексты, в то время как жизнь требует, чтобы школьники уже в начальной школе умели вычитывать и обобщать информацию из «несплошных» текстов.
Несплошной текст
Несплошные тексты – это тексты, сочетающие в себе несколько источников информации, c которыми учащиеся чаще всего встречаются в реальной действительности.
К несплошным текстам относят:
- графики, диаграммы, схемы, таблицы, географические карты;
- различные планы (помещения, местности, сооружения);
- входные билеты, расписание движения транспорта, карты сайтов, рекламные постеры, меню, обложки журналов, афиши, призывы, объявления (приглашения, повестки, буклеты).
Применительно к школьной практике методика развития умений чтения несплошных текстов специально не разработана. Технология продуктивного чтения была создана для сплошных текстов, но она результативна и при работе снесплошными текстами.
Алгоритм работы
Приемы работы
- Умение определять вид несплошного текста (урок русского языка, 1 класс).
*Какой вид несплошного текста мы видим?
*Убедите меня, что указанный мной текст – таблица. (В ней строки, столбцы, записана информация по русскому языку).
- Умение читать несплошной текст, вычитывать явную информацию и подтекст (урок окружающего мира, 3 класс).
*Какой вид несплошного текста перед нами? (Рисунок.)
*Как он назван? («Река времени» российской истории».)
*Предположите о содержании текста на основе заглавия. (В тексте будет говориться об истории России).
*Вычитайте явную информацию. (История государства имеет несколько этапов. Каждый этап сопровождался значимыми событиями в жизни государства.)
- Умение менять вид несплошного текста (урок окружающего мира, 2 класс).
*Дети видят на слайде диаграмму, анализируя ее, они понимают, что на планете Земля воды больше, чем суши.
*Прошу доказать данный вывод на другом несплошном тексте «Физической карте полушарий». (По карте тоже видно, что синего цвета – воды Мирового океана на Земле гораздо больше, чем желтого, коричневого и зеленого – суши материков и островов).
- Умение самостоятельно создавать и оформлять несплошной текст (урок русского языка, 4 класс).
*Предлагается сплошной текст о падежах русского языка.
*Приходим к выводу, что текстом ежедневно пользоваться неудобно, нужен опорный конспект. Как правило, дети выбирают для него таблицу. Создается несплошной текст.
Данная система работы дает положительные результаты, так как у обучающихся, при систематической работе с несплошными текстами, повышается способность к решению учебно-практических задач.
[ecwid_product id=”161092466″ display=”picture title price addtobag” version=”2″ show_border=”1″ show_price_on_button=”1″ center_align=”1″]
Статьи по теме
- Приемы работы с несплошным текстом на уроках русского языка
- Применение технологии спонтанного письма на уроках русского языка
- Дидактические задания на основе “облака слов” в коррекционной работе учителя русского языка
- 4 приема быстрого чтения учебной и научной литературы
- Улучшаем коммуникативные навыки: упражнения и рекомендации
- Технология создания инфографики
- Полезно знать: 3 вида инфографики