Работа с несплошными текста как способ развития навыков функционального чтения

учитель начальных классов МБОУ «ООШ №28 г. Белово»,  Кемеровская область
Эксперт: методика преподавания в начальной школе
Проект автора: Сайт учителя

Общеизвестно, что работа с текстами является одним из основных видов работ на уроке и самостоятельной внеучебной деятельности учащихся. Умение работать с текстами относится к числу умений, которыми должен владеть современный функционально грамотный человек, у которого возрастает потребность в формировании навыков поиска информации, ее анализа, обработки, хранения, распространения, предоставления другим людям в максимально рациональной форме.

Анализируя современные учебники начальной школы, можно сделать вывод, что в них, по-прежнему, представлены преимущественно «сплошные» тексты, в то время как жизнь требует, чтобы школьники уже в начальной школе умели вычитывать и обобщать информацию из «несплошных» текстов.

Несплошной текст

Несплошные тексты – это тексты, сочетающие в себе несколько источников информации, c которыми учащиеся чаще всего встречаются в реальной действительности.

К несплошным текстам относят:

  • графики, диаграммы, схемы, таблицы, географические карты;
  • различные планы (помещения, местности, сооружения);
  • входные билеты, расписание движения транспорта, карты сайтов, рекламные постеры, меню, обложки журналов, афиши, призывы, объявления (приглашения, повестки, буклеты).

Применительно к школьной практике методика развития умений чтения несплошных текстов специально не разработана. Технология продуктивного чтения была создана для сплошных текстов, но она результативна и при работе снесплошными текстами.

Алгоритм работы

Приемы работы

  • Умение определять вид несплошного текста (урок русского языка, 1 класс).

*Какой вид несплошного текста мы видим?

*Убедите меня, что указанный мной текст – таблица. (В ней строки, столбцы, записана информация по русскому языку).

  • Умение читать несплошной текст, вычитывать явную информацию и подтекст (урок окружающего мира, 3 класс).

*Какой вид несплошного текста перед нами? (Рисунок.)

*Как он назван? («Река времени» российской истории».)

*Предположите о содержании текста на основе заглавия. (В тексте будет говориться об истории России).

*Вычитайте явную информацию. (История государства имеет несколько этапов. Каждый этап сопровождался значимыми событиями в жизни государства.)

  • Умение менять вид несплошного текста (урок окружающего мира, 2 класс).

*Дети видят на слайде диаграмму, анализируя ее, они понимают, что на планете Земля воды больше, чем суши.

*Прошу доказать данный вывод на другом несплошном тексте «Физической карте полушарий». (По карте тоже видно, что синего цвета – воды Мирового океана на Земле гораздо больше, чем желтого, коричневого и зеленого – суши материков и островов).

  • Умение самостоятельно создавать и оформлять несплошной текст (урок русского языка, 4 класс).

*Предлагается сплошной текст о падежах русского языка.

*Приходим к выводу, что текстом ежедневно пользоваться неудобно, нужен опорный конспект. Как правило, дети выбирают для него таблицу. Создается несплошной текст.

Данная система работы дает положительные результаты, так как у обучающихся, при систематической работе с несплошными текстами, повышается способность к решению учебно-практических задач.

 

Статьи по теме

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *