Получение образования во многом зависит от способности обучающегося читать различные тексты, находить нужную информацию, осмыслять и интерпретировать прочитанное и впоследствии применять в своей работе.
Понятие “текст” следует трактовать широко: он может включать не только слова, но и визуальные изображения в виде диаграмм, рисунков, карт, таблиц, графиков. Тексты принято делить на сплошные (без визуальных изображений) и несплошные (с такими изображениями).
Традиционно на уроках русского языка учитель при работе над определённой темой обращается к различным иллюстрациям, рисункам, таблицам, алгоритмам и т.п.
Остановимся на некоторых приёмах работы с другими видами несплошных текстов.
При этом будем помнить, что и такой текст должен быть понят учащимся, интерпретирован и переведен в той или иной степени в сплошной текст.
«Географическая карта»
В кабинете действительно на одной из стен располагается физическая карта Российской Федерации, карта своего края и физическая карта мира, либо карты демонстрируются на слайдах.
При изучении любой темы учащимся предлагается задание на основе материала карты (или учащиеся сами составляют задание).
- найдите на карте несклоняемые имена существительные, составьте с ними словосочетания в косвенных падежах, сделайте вывод: озеро Онтарио
(Канада), город Токио (Япония), плато Путорана (Россия, полуосторов Таймыр); - найдите горные вершины России, составьте словосочетания, просклоняйте числительные;
- используя сравнительные степени прилагательных, сравните реки России, Уральские горы и горы Алтая;
- составьте текст-экскурсию по реке Волге, используя сложноподчинённые предложения;
- расположите на карте мира фразеологизмы на основе их происхождения: зубы заговаривать — собственно русское, finita la commedia –
комедия окончена (Италия), Cherchez la femme — ищите женщину (Франция) - можно предложить учащимся самостоятельно составить свою собственную карту, например, карту страны «Лексика», где есть города Синоним и Антоним, острова Диалектизмы, реки Архаизм и Историзм и т.п.
«Карточки»
Учащимся предлагается нарисовать свои карточки:
- на одной стороне слово с пропущенной буквой, а на обороте правильно написанное слово, затем обменяться карточками и проверить друг друга
- с различными схемами предложений, обменяйтесь ими, составьте предложение (или найдите в предложенном тексте) на основе
полученных карточек. - нарисована расчёска-гребешок, под ней буквы О-Ё. Учащиеся знают, что это правило «Правописание букв О-Ё после шипящих и Ц в корне слова», и нужно либо найти слова в предложенном тексте, либо написать свои слова на данное правило
«Жесты»
Некоторым современным детям трудно сидеть 40-45 минут. Учителю в таком случае на помощь может прийти кинетика.
Жесты усиливают впечатление от звучащей (или написанной) речи, экономят время, позволяют оттенить смысл высказывания, отделить главное от второстепенного, тем более, что жест (знак) — это тоже текст новой природы, особенно если школьник сам его придумал или составил на основе уже известного.
- покажите тип связи придаточных предложений,тнаписанных на доске или приведённых в тексте. Учащийся показывает знак или объясняет жестами: обе руки разведены в стороны — параллельное, обе руки повёрнуты влево друг за другом — последовательное, обе руки опущены вниз — однородное.
- При повторении слов с безударной гласной показывается знак или жест: правая рука поднята вверх — буква А, левая — О.
Необходимым условием при подобной работе является обязательное использование или самостоятельное составление разных типов сплошных текстов.
При работе с несплошными текстами учащиеся прежде всего учится понимать разные типы текстов, особенно специальные, сопоставлять визуальный знак с
информацией текста, выражать эту информацию в виде записей. Эти умения, конечно же, пригодятся в будущей профессиональной деятельности.
Статьи по теме
- Применение технологии спонтанного письма на уроках русского языка
- Играем на уроках русского языка: интернет-лото как инструмент интерактивности
- Грамматические способности и чувство ритма: а есть ли связь?
- Короткие аутентичные видеоматериалы на занятиях РКИ
- Как говорить, если говорить сложно (помощь детям с нарушениями речи)