Приемы работы с несплошным текстом на уроках русского языка

Кандидат педагогических наук, методист ГАОУ ДПО Калужской области «Калужский государственный институт развития образования».
Эксперт: преподавание русского языка и литературы

Получение образования во многом зависит от способности обучающегося читать различные тексты, находить нужную  информацию, осмыслять и интерпретировать прочитанное и впоследствии применять в своей работе.

Понятие “текст” следует трактовать широко: он может включать не только слова, но и визуальные изображения в виде диаграмм, рисунков, карт, таблиц, графиков. Тексты принято делить на сплошные (без визуальных изображений) и несплошные (с такими изображениями).

Традиционно на уроках русского языка учитель при работе над определённой темой обращается к различным иллюстрациям, рисункам, таблицам, алгоритмам и т.п.

Остановимся на некоторых приёмах работы с другими видами несплошных текстов.

При этом будем помнить, что и такой текст должен быть понят учащимся, интерпретирован и переведен в той или иной степени в сплошной текст.

«Географическая карта»

В кабинете действительно на одной из стен располагается физическая карта Российской Федерации, карта своего края и физическая карта мира, либо карты демонстрируются на слайдах.

При изучении любой темы учащимся предлагается задание на основе материала карты (или учащиеся сами составляют задание).

  • найдите на карте несклоняемые имена существительные, составьте с ними словосочетания в косвенных падежах, сделайте вывод: озеро Онтарио
    (Канада), город Токио (Япония), плато Путорана (Россия, полуосторов Таймыр);
  • найдите горные вершины России, составьте словосочетания, просклоняйте числительные;
  • используя сравнительные степени прилагательных, сравните реки России, Уральские горы и горы Алтая;
  • составьте текст-экскурсию по реке Волге, используя сложноподчинённые предложения;
  • расположите на карте мира фразеологизмы на основе их происхождения: зубы заговаривать — собственно русское, finita la commedia –
    комедия окончена (Италия), Cherchez la femme — ищите женщину (Франция)
  • можно предложить учащимся самостоятельно составить свою собственную карту, например, карту страны «Лексика», где есть города Синоним и Антоним, острова Диалектизмы, реки Архаизм и Историзм и т.п.

«Карточки»

Учащимся предлагается нарисовать свои карточки:

  • на одной стороне слово с пропущенной буквой, а на обороте правильно написанное слово, затем обменяться карточками и проверить друг друга
  • с различными схемами предложений, обменяйтесь ими, составьте предложение (или найдите в предложенном тексте) на основе
    полученных карточек.
  • нарисована расчёска-гребешок, под ней буквы О-Ё. Учащиеся знают, что это правило «Правописание букв О-Ё после шипящих и Ц в корне слова», и нужно либо найти слова в предложенном тексте, либо написать свои слова на данное правило

«Жесты»

Некоторым современным детям трудно сидеть 40-45 минут. Учителю в таком случае на помощь может прийти кинетика.

Жесты усиливают впечатление от звучащей (или написанной) речи, экономят время,  позволяют оттенить смысл высказывания, отделить главное от второстепенного, тем более, что жест (знак) — это тоже текст новой природы, особенно если школьник сам его придумал или составил на основе уже известного.

  •  покажите тип связи придаточных предложений,тнаписанных на доске или приведённых в тексте. Учащийся показывает знак или объясняет жестами: обе руки разведены в стороны — параллельное, обе руки повёрнуты влево друг за другом — последовательное, обе руки опущены вниз — однородное.
  • При повторении слов с безударной гласной показывается знак или жест: правая рука поднята вверх — буква А, левая — О.

Необходимым условием при подобной работе является обязательное  использование или самостоятельное составление разных типов сплошных текстов.

При работе с несплошными текстами учащиеся прежде всего учится понимать разные типы текстов, особенно специальные, сопоставлять визуальный знак с
информацией текста, выражать эту информацию в виде записей. Эти умения, конечно же, пригодятся в будущей профессиональной деятельности.

 

Статьи по теме

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *