Применение технологии спонтанного письма на уроках русского языка

Cоучредитель портала Eduneo.ru, кандидат филологических наук, доцент
Эксперт: в области русского языка, методики преподавания и коммуникации

В изучении языка важны все  (аудирование, чтение, устная речь и письмо). Но письму принадлежит особая роль. Как и устная речь, письмо является продуктивным видом речевой деятельности, с помощью которого мы выражаем свои мысли, идеи, чувства. Однако, как показывает практика, студенты не любят выполнять письменные задания.

Спонтанное (креативное) письмо – это  упражнения продуктивного характера различной степени сложности, разнообразные по форме и содержанию, часто имеющие игровую форму. Эти упражнения выполняются в письменной форме, по своему содержанию носят речевой творческий  характер.

Особенности спонтанного письма:

  • помогает формировать лексико-грамматические навыки,
  • обстановка, в которой пишутся тексты, лишена напряженности,
  • возможность на начальном этапе изучения языка (даже при маленьком лексическом запасе) составлять содержательные тексты по заданному грамматическому образцу, что является хорошей мотивацией для изучения иностранного языка.

Спонтанное письмо можно использовать на любом этапе обучения.

Общие правила написания спонтанных текстов:

  • Писать все, что придет в голову. Без коррекции и цензуры.
  • Писать минимум 15 минут.
  • Не бояться, а сосредоточиться.

Подготовка учащихся к этому виду письма:

  • провести опрос или беседу с целью выявления личных, общественных интересов, мотивов и желаний.
  • развивать воображение и креативность: включать задания на ассоциации, вариантивность.
  • использовать словесные и лингвистические игры, визуализацию.

Простой призыв «Дети, пишите о чем хотите» никогда не сработает.

Варианты заданий для спонтанного письма

Упражнение №1. “Кто? Что? Где?”

Все участники получают три карточки разного цвета. Каждому цвету соответствует вопрос «Кто?» / «Где?» / «Что?» Каждый участник записывает на соответствующую карточку:

  • имя человека, либо дополнение, которое соответствует вопросу «Кто?» 
  • место действия (улица, город, помещение и т.д.) вопрос «Где?» 
  • тип истории (сказка, детективная история, баллада и т.д.) вопрос «Что?

Затем все карточки смешивают, и каждый участник вытягивает по одной карточке разного цвета и составляют из данных слов историю.

Этот тип задания может быть использован как для индивидуальной, так и для групповой работы.

Если применяете впервые, то лучше, чтобы у ваших учеников была зрительная опора (картинки, фото, инфографика и т.д.), звуковая (аудио материалы, музыка), письменная (стихи, проза и т.д.).

Упражнение №2. Картинки и истории

Класс делится на несколько групп, каждая из которых работает за отдельным столом. На столе учителя лежат различные картинки, фотографии, открытки с оригинальными мотивами (картинок должно быть больше, чем участников).

  • Каждый участник выбирает себе картинку и, не показывая её другим, подходит к своему столу.
  • На отдельно взятый лист ученик записывает свои ассоциации с картинкой по заданной учителем схеме. Например, два существительных, три глагола и два прилагательных.
  • После того как все участники записали свои слова, учитель собирает картинки.
  • Лист со словами остаётся лежать на столе, а участники группами меняются столами.

Таким образом, каждый участник оказывается за новым столом, перед листом бумаги с записанными на него словами, но уже без картинки.

  • Из этих слов каждый индивидуально составляет свою историю.
  • После того, когда все истории записаны, все участники собираются за одним столом (на котором лежат ранее выбранные картинки), читают свои истории и группа пытается угадать, по какой картинке составлена та или иная история.

Упражнение №3. Восстанови.

  • восстановить начало и конец истории/сочинения;
  • неоднозначную ситуацию описать в различных текстах и диалогах;
  • восстановить диалог по отдельным «направляющим» репликам;
  • изменить вид текста (сообщение на разговор, диалог на описание);
  • пояснить противоречие между текстовой и иллюстративной информацией, которую даете в опору.

Когда у учащихся вырабатываются навыки работы с технологией, роль опор снижается и возможны задания без опоры, например, ученики могут написать спонтанное творческое письмо о том, что их в данный момент больше всего тревожит, веселит, удивляет, возмущает и т. д.

Методики и упражнения данного типа предполагают свободу творчества, провоцируют спонтанные ассоциации, которые приводят к реализации новых идей, мыслей на письме.

Статьи по теме

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *