Игровые приемы работы на занятиях по русскому языку с детьми-инофонами

Cоучредитель портала Eduneo.ru, кандидат филологических наук, доцент, логопед, лингвист-эксперт.
Эксперт: в области русского языка, литературы, методики преподавания, логопедии

Школьный возраст – один из важнейших этапов социализации и формирования личности ребенка.

Этот этап адаптации к школьной жизни нередко сопряжен с преодолением больших трудностей, как в межличностном общении детей, так и в обучении. В этом отношении ученики – инофоны в русскоязычной
поликультурной школе испытывают двойную нагрузку, поскольку им приходится начинать процесс обучения на языке, уровень владения которым может быть совершенно разным.

Перед учителем стоит целый ряд задач, решение которых повлияет на успешность процесса обучения в целом:

  • с одной стороны, следует, опираясь на имеющиеся знания, сформировать новые в области русского языка у учащихся, для которых русский язык не является родным;
  • научить видам речевой деятельности (чтению, говорению, письму),
  • устранить интерференцию в речи, а с другой – прививать интерес к русскому языку, осуществлять «речевое воспитание».

Одним из продуктивных способов вовлечения ребенка в познавательный процесс является включение дидактических игр и занимательных заданий в урок, что позволяет решить многие педагогические задачи.

  • Хлопанье-топанье

Все игры, направленные на развитие фонематических процессов у детей-инофонов.

Ребенку предлагается слушать ряды слов и хлопать в ладоши, когда он услышит определенный звук. Для усложнения можно на один определенный звук хлопать, а на другой, похожий, топать. Например, на  Р и Л, Ш и С.

Шуба, мышь, кошка, душ, крыша, собака, коса, сапоги, нос, сыр.

Рак, жираф, радуга, роза, корова, пила, лампа, ландыш, лодка, лыжи.

Кот, крот, удочка, рак, цыплёнок, лягушка, полка, мак, клевер, щётка, сок, собака.

  • Диктофон

Слушать себя со стороны полезно всем, а тем более тем,  кто говорит на другом языке.
Записываем как говорят, читают, дети, и даем им слушать себя.

  • Работаем с предлогами, пространством и местом.

Нужно посмотреть на карточку с заданием и расставить на поле героев согласно их расположению.

Картинки можно взять любые, а поле сделать самостоятельно.

  • Определить на ощупь

Для игры потребуется несколько различных предметов, которые раскладываются на столе. Далее ребенок в течение определенного времени приступает к изучению всех разложенных предметов. После этого ему завязываются глаза, и ведущий вносит какие-либо изменения, например, меняет вещи местами либо заменяет один предмет на другой и прочее. Задача ребенка заключается в том, чтобы определить произошедшие изменения с завязанными глазами и рассказать о них ведущему.

Если ребенку будет сложно выполнить такое задание с закрытыми глаза, то такую игру можно проводить и с открытыми глазами.

  • Лишнее слово

Учитель перечисляет ребенку несколько слов. Далее попросите его их запомнить. Задача ребенка состоит не только в том, чтобы назвать все слова, но определить из предоставленного списка, какое слово будет лишним (либо не подходящим по смыслу), и дать этому объяснение.

Возможные варианты списка слов:

1) яблоко, груша, апельсин, банан, огурец;

2) тополь, береза, осина, сосна, смородина;

3) лимонад, сок, компот, чай, пирожок и прочее.

  • Домино

С помощью этой игры можно отработать согласование прилагательное+существительное в роде и числе, можно более сложный вариант – падежи Русского языка. А можно и синтаксические конструкции.

 

Статьи по теме

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *