Игровые приемы работы на занятиях по русскому языку с детьми-инофонами

Cоучредитель портала Eduneo.ru, кандидат филологических наук, доцент, логопед, лингвист-эксперт.
Эксперт: в области русского языка, литературы, методики преподавания, логопедии

Школьный возраст – один из важнейших этапов социализации и формирования личности ребенка.

Этот этап адаптации к школьной жизни нередко сопряжен с преодолением больших трудностей, как в межличностном общении детей, так и в обучении. В этом отношении ученики – инофоны в русскоязычной
поликультурной школе испытывают двойную нагрузку, поскольку им приходится начинать процесс обучения на языке, уровень владения которым может быть совершенно разным.

[ecwid_product id=”163272946″ display=”picture title price addtobag” version=”2″ show_border=”1″ show_price_on_button=”1″ center_align=”1″]

Перед учителем стоит целый ряд задач, решение которых повлияет на успешность процесса обучения в целом:

  • с одной стороны, следует, опираясь на имеющиеся знания, сформировать новые в области русского языка у учащихся, для которых русский язык не является родным;
  • научить видам речевой деятельности (чтению, говорению, письму),
  • устранить интерференцию в речи, а с другой – прививать интерес к русскому языку, осуществлять «речевое воспитание».

Одним из продуктивных способов вовлечения ребенка в познавательный процесс является включение дидактических игр и занимательных заданий в урок, что позволяет решить многие педагогические задачи.

  • Хлопанье-топанье

Все игры, направленные на развитие фонематических процессов у детей-инофонов.

Ребенку предлагается слушать ряды слов и хлопать в ладоши, когда он услышит определенный звук. Для усложнения можно на один определенный звук хлопать, а на другой, похожий, топать. Например, на  Р и Л, Ш и С.

Шуба, мышь, кошка, душ, крыша, собака, коса, сапоги, нос, сыр.

Рак, жираф, радуга, роза, корова, пила, лампа, ландыш, лодка, лыжи.

Кот, крот, удочка, рак, цыплёнок, лягушка, полка, мак, клевер, щётка, сок, собака.

  • Диктофон

Слушать себя со стороны полезно всем, а тем более тем,  кто говорит на другом языке.
Записываем как говорят, читают, дети, и даем им слушать себя.

[ecwid_product id=”158312836″ display=”picture title price addtobag” version=”2″ show_border=”1″ show_price_on_button=”1″ center_align=”1″]

  • Работаем с предлогами, пространством и местом.

Нужно посмотреть на карточку с заданием и расставить на поле героев согласно их расположению.

Картинки можно взять любые, а поле сделать самостоятельно.

  • Определить на ощупь

Для игры потребуется несколько различных предметов, которые раскладываются на столе. Далее ребенок в течение определенного времени приступает к изучению всех разложенных предметов. После этого ему завязываются глаза, и ведущий вносит какие-либо изменения, например, меняет вещи местами либо заменяет один предмет на другой и прочее. Задача ребенка заключается в том, чтобы определить произошедшие изменения с завязанными глазами и рассказать о них ведущему.

[ecwid_product id=”159403290″ display=”picture title price addtobag” version=”2″ show_border=”1″ show_price_on_button=”1″ center_align=”1″]

Если ребенку будет сложно выполнить такое задание с закрытыми глаза, то такую игру можно проводить и с открытыми глазами.

  • Лишнее слово

Учитель перечисляет ребенку несколько слов. Далее попросите его их запомнить. Задача ребенка состоит не только в том, чтобы назвать все слова, но определить из предоставленного списка, какое слово будет лишним (либо не подходящим по смыслу), и дать этому объяснение.

Возможные варианты списка слов:

1) яблоко, груша, апельсин, банан, огурец;

2) тополь, береза, осина, сосна, смородина;

3) лимонад, сок, компот, чай, пирожок и прочее.

  • Домино

С помощью этой игры можно отработать согласование прилагательное+существительное в роде и числе, можно более сложный вариант – падежи Русского языка. А можно и синтаксические конструкции.

 

Статьи по теме

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *