Применяют ли диктанты в технических вузах? Какие виды возможно использовать на занятиях? Методика проведения разных видов диктантов.
Преподаватели лингвистических дисциплин в технических вузах используют такую форму проведения контроля как ДИКТАНТ. Для чего? Для того, чтобы закрепить шаблонные грамматически и лексически варианты нормы и для формирования терминологической грамотности будущих специалистов.
Однако, преподавателям технических вузов следует знать, что не все виды диктантов возможно использовать в работе.
Применяем:
Терминологический диктант. Работа с терминами должна вестись непрерывно на всех этапах обучения слушателей, курсантов и студентов, соответственно, в объем диктантов должны включаться, по возможности не только лингвистические термины, но и общефилософские, а на старших курсах и специальные, которыми преподавателю, работая в техническом вузе, необходимо овладеть.
1. На доску выводятся слова, слушатели записывают их и расставляют ударения (орфоэпический диктант).
2. Преподаватель выводит на экран изображение предмета или явления, действия, а слушатели записывают их согласно грамматическим нормам (грамматический диктант).
3. Преподаватель дает толкование термину, а обучающиеся должны записать его самостоятельно (лексические диктанты).
4. Преподаватель выводит на экран/доску термины, а слушатели должны дать им определения.
Например: Диктант №1. Дать определение терминам, расставить ударения.
1. Анализ
2. Аргумент
3. Верификация
4. Средства
5. Генезис
6. Интеграция
7. Синтез
8. Ассимиляция
9. Вероятность
10. Дифференциация
Данные термины часто входят в составные термины по специальности (например, Дифференциальный тепловой пожарный извещатель, Вероятность безотказной работы, Ассимилирующая способность водного объекта и т. д.), именно поэтому мы закрепляем их значение с помощью диктанта. Для отбора терминов можно воспользоваться словарем «Терминологическая культура специалиста пожарнотехнического профиля».
Свободный диктант – это такая запись воспринимаемого на слух текста, когда обучающимся предоставляется право свободного выбора слов и речевых конструкций для изложения данного содержания.
- Преподаватель подбирает профессиональный текст, достаточно насыщенный нужными предложениями или оборотами, делит его на 3–4 части (в зависимости от методических соображений).
- Из текста отбирает предложения или обороты, предназначенные для обязательного использования учащимися и для записи на доске в виде рабочих материалов.
- Перед выполнением этого упражнения преподаватель разъясняет цель работы, обращает внимание обучающихся на рабочие материалы, записанные на доске, показывает, как они должны быть использованы при письме.
- Во вступительном слове преподаватель может указать обучающимся, что в тексте диктанта содержатся ошибки и что их необходимо устранить согласно рабочим материалам, имеющимся на доске.
- Потом читается весь текст диктанта.
- Затем учитель читает первую часть один или, если текст трудный, два раза, обращая внимание учащихся на доску, где нужные конструкции (рабочие материалы) записаны полностью, или фрагментарно изображены схематически, а обучающиеся письменно воспроизводят эту часть.
- Аналогичная работа проводится с другими частями текста.
Для обучающихся Академии ГПС МЧС в качестве текста свободного диктанта можно предложить научные статьи на профессиональные темы. Именно они будут отражать практику применения пунктуационных, орфографических, терминологических и стилистических знаний обучающихся.
Например: Диктант №2. К вопросу о техносферной безопасности (отрывок для примера).
Для решения проблем безопасности любой общественно-экономической формации требуется организованная деятельность всех его членов в решении и выполнении научных, технических, политических, экономических и социальных задач, которые влияют на социально-экономические потери в обществе от объектов техносферы (пожаров, аварий, дорожно-транспортных происшествий) и от процессов в атмосфере,гидросфере,геосфере и биосфере (ураганов, наводнений, морозов). В последнее время все чаще появляются публикации различного уровня (от статей в СМИ и научно-популярных журналах до научных трудов и проектов) о создании систем комплексной безопасности, которые должны изменить тенденции роста происшествий и чрезвычайных ситуаций в нашей стране. И т.д.
Как же оформлять рабочие материалы?
Это зависит от того, каков характер изучаемой темы, какова степень подготовленности обучающихся к выполнению упражнения, какие учебные задачи решаются. Здесь обширное поле для творчества педагога. Можно использовать линейные схемы, кластеры, интеллект-карты, инфографику.
Другие статьи автора
- Топ-5 книг по конфликтологии
- Лекция-мастер-класс: основные рекомендации
- Корректируем дисграфию у студентов
- Формируем терминологическую культуру у студентов
- 4 полезных упражнения: учимся правильно задавать вопросы
- Как за 5 минут составить интересный ребус для занятий с детьми или взрослыми
- 5 эффективных приемов терминологической работы