Психолого-педагогические приемы для развития мотивации у обучающихся старших классов с ограниченными возможностями здоровья на уроках русского языка

Aвтор материала: Сойнова Анна Валентиновна -
учитель русского языка и литературы школы-интерната г. Павловского Посада Московской области.  
Эксперт: в методике преподавания русского языка и литературы, олигофренопедагогике

Мотивация-это самая сложная проблема, с которой приходится работать, но и самая интересная. На уроках русского языка я использую ряд упражнений и психолого-педагогических приёмов, позволяющих формировать и развивать мотивацию. Некоторые из них я предлагаю вашему вниманию.

“Линия времени”

На доске чертим линию, на которой обозначаем этапы изучения темы, формы контроля; проговариваем о самых важных периодах, требующих от ребят стопроцентной самоотдачи, вместе находим уроки, на которых можно “передохнуть”.

“Линия времени” позволяет подросткам увидеть, что именно может являться конечным продуктом изучения темы, что нужно знать и уметь для успешного усвоения каждой последующей темы.

Это упражнение полезно для ребят, которые легче усваивают учебный материал от общего к частному.

Притчи

Обогащают модель мира, воздействуют на оба полушария, активизируют мышление и память, задействуют глубинные структуры психики. Использую метафоры-притчи в основном в 7 – 9 классе, так как тема “Притчи” позволяет начать разговор об аллегории, о раздумьях над, казалось бы, обычными текстами.

Ценны тем, что каждый для себя берёт из их содержания то, что необходимо, понимает её по-своему.

Память  и мнемотехники

Старшеклассники в силу возрастных особенностей начинают всерьёз интересоваться своими интеллектуальными возможностями, резервами памяти, внимания и т.д. Предлагаем им на уроке поговорить о свойствах, например, памяти, и на примерах изучаемого материала  учимся эффективным приёмам запоминания.

– Опишите по памяти черты хорошо знакомого человека. Наблюдая за этим человеком во время встречи, уточните ранее не замеченные черты его лица.

– Посмотрите на 5 -9 мелких предметов, а после перечислите и опишите их.

– Попробуйте хорошо рассмотреть предмет, который падает. Затем опишите его как можно точнее.

– Осмотрите комнату, запомните, что в ней находится. Затем закройте глаза и опишите то, что запомнили, в подробностях.

– Вспомните голос, интонацию и фразы знакомого вам человека и попробуйте с закрытыми глазами мысленно услышать все это. Затем повторите фразу вслух. Во время встречи с этим человеком сравните оригинал с имитацией.

Целеполагание

Одна из составляющих мотивации – умение ставить цель, определять зону ближайшего развития, понимать, зачем нужно писать грамотно.

В начале года я прошу ребят ответить на ряд вопросов:

А. На что был похож прошлый учебный год? На что ты хочешь, чтобы он был похож в этом году? Что тебе нужно сделать для этого? Какая нужна помощь?

Б. Какую отметку ты бы хотел иметь по предмету за I четверть? Что тебе нужно сделать, чтобы это было так? Чья помощь и в какой форме тебе нужна? Как ты поймёшь, что результат достигнут?

В. Записать ответы на вопросы: – Чего не случится, если я буду писать грамотно? – Чего не случится, если я не буду писать грамотно? – Что случится, если я буду писать грамотно?– Что случится, если я не буду писать грамотно?

Не все ученики в состоянии ответить на поставленные вопросы, но если кто-то из них задумался, то уже хорошо.

Ситуация успеха

Создание ситуации успеха также позволяет замотивировать ребят на активную работу во время урока.

Приучаю во время фронтального опроса отвечать, начиная словами: “Я знаю, что…”.

Безусловно, освобождение от домашнего задания, зачёта и других форм контроля – сильное мотивирующее средство. Заблаговременно вывешиваю на стенд информацию о критериях оценивания результатов изучения темы и оговариваю, что нужно сделать, чтобы освободить себя от тяжкого испытания. Некоторые стараются.

“Защитный лист”

Перед каждым уроком на столе лежит этот Лист, куда каждый ученик без объяснения причин, почему он не сделал домашнего задания, может вписать свою фамилию.

Бывали случаи, когда там можно было обнаружить список всего класса. Кто-то поленился, а кто-то не понял, как делать. В данный момент как раз и нужно создавать ситуацию успеха для тех учеников, которые в силу своих особенностей не справились с домашним заданием самостоятельно. Это повысит их статус в классе. Листы не выбрасываются, они подшиваются, и в дальнейшем набирается материал для индивидуальной беседы с подростком, родителями, коллегами.

Кредит доверия

В некоторых случаях ставлю отметку “в кредит”. Это шанс для ученика проявить себя и доказать свою состоятельность. Для меня важно дать понять, что я верю в него, что у него есть все возможности для достижения успеха, необходимо только что-то сделать по-другому, стараться чуть больше.

Положительная мотивация является основой успешности урока, толчком к самореализации каждого учащегося на уроке, главной движущей силой, формирующей интерес к уроку.

 

 

 

 

Статьи по теме

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *