Технология написания итогового сочинения: предупреждаем содержательно-структурные и логико-композиционные ошибки

учитель русского языка и литературы, СОШ №18 г. Сочи
Эксперт: методика преподавания русского языка и литературы

Сочинение — это один из видов творческой письменной работы, которое подразумевает грамотное, четкое, логически выстроенное изложение своих мыслей на заданную тему. Как научить писать сочинение ребенка? Каким оно должно быть, чтобы ученик получил «зачет»?

Я собрала некоторые действенные упражнения, которые будут хорошим подспорьем особенно в обучении слабоуспевающих учеников.

Основные требования и критерии

• Требование № 1. «Объем итогового сочинения» → Рекомендуемое количество слов – от 350. → Максимальное количество слов в сочинении не устанавливается.

Если в сочинении менее 250 слов (в подсчёт включаются все слова, в том числе и служебные), то выставляется «незачет» за невыполнение требования № 1 и «незачет» за работу в целом (такое сочинение не проверяется по критериям оценивания).

• Требование № 2. «Самостоятельность написания итогового сочинения». Итоговое сочинение выполняется самостоятельно. Не допускается списывание сочинения (фрагментов сочинения) из какого-либо источника или воспроизведение по памяти чужого текста (работа другого участника, текст, опубликованный в бумажном и (или) электронном виде, и др.). → Допускается прямое или косвенное цитирование с обязательной ссылкой на источник (ссылка дается в свободной форме). Объем цитирования не должен превышать объем собственного текста участника.

Если сочинение признано несамостоятельным, то выставляется «незачет» за невыполнение требования № 2 и «незачет» за работу в целом (такое сочинение не проверяется по критериям оценивания).
Итоговое сочинение, соответствующее установленным требованиям, оценивается по критериям:

1.«Соответствие теме»;
2. «Аргументация. Привлечение литературного материала»;
3. «Композиция и логика рассуждения»;
4. «Качество письменной речи»;
5. «Грамотность».

Критерии № 1 и № 2 являются основными. Для получения «зачета» за итоговое сочинение необходимо получить «зачет» по критериям № 1 и № 2 (выставление «незачета» по одному из этих критериев автоматически ведет к «незачету» за работу в целом), а также дополнительно «зачет» по одному из других критериев.

Работаем над темой сочинения

Чтобы определить нужный ракурс темы итогового сочинения, следует выявить в ней ключевые слова, которые помогут разобраться в ее сути и позволят увидеть тему в необходимом аспекте рассуждения.

  • Прием выделения ключевого слова. Попросите проанализировать каждое слово в названии темы сочинения и выделить ключевое понятие, выписать, если нужно – дать толкование.

Например, «Чем ценен для детей опыт отцов?» В теме два ключевых слова: «опыт» и «ценен». Эти два слова наводят на размышление о том, какой опыт старших поколений должны перенять дети, чтобы не начинать свою жизнь с непоправимых ошибок, приобретая этот опыт самостоятельно.
Или «Искусство живет образами». Ключевые слова — «живет» и «образами». Здесь тему предстоит раскрыть, показав взаимосвязь между этими понятиями.

  • На этом этапе можно применить прием составления «Кластера памяти». Берется чистый лист и в него записывается все, что можно вспомнить в связи с темой: начало фраз, цитат, мысли, ассоциации, сравнения, имена, события.

На стадии обдумывания организуется работа с информацией темы: ее осмысление, подбор синонимов к ключевым словам, анализ зафиксированного. Целью является формирование цепочки примерных вопросов во вступлении, на которые необходимо найти ответы.

  • Можно применить технологию «Спонтанного письма». Это работа в группах на 10-15 минут.

Ребята из разных групп предлагают друг другу по заданной учителем теме «Умная доброта» определенные слова, сочетания, конструкции, могут быть и клише, и просят составить связный текст, используя все перечисленные условия. Можно оформить работу в виде таблицы.

 

Работаем над вступлением

Чаще всего затруднение вызывает именно вступление. С чего начать? О чем писать? «О главном» – скажете вы. То есть, вступление должно опираться на конкретную цель высказывания, коммуникативный замысел и определять круг вопросов и понятий, которые будут раскрыты в основной части.

Варианты вступления:

  1. «Ниточка» – ряд вопросов по теме:
    • Что такое мечта? Можно ли судить о человеке по его мечтам?
    • Что такое настоящее искусство и в чем его цель?
  2. Рассуждение о заглавии.
    Великодушие. Объяснить это понятие однозначно невозможно, потому что это качество многогранно. И для каждого человека оно проявляется по-своему.
  3. Диалог с предполагаемым собеседником.
    Задумывались вы о том, что такое доброта? Многие ответят, что доброта дарит радость, счастье. Но всегда ли это так?
  4. Цитаты и высказывания, отражающие идею сочинения.
    «Самый обидный род мести – признать обидчика недостойным нашей мести».

Иногда я советую ученикам оставлять вступление “на потом” и писать его уже после того, как написана основная часть. Этот прием, возможно, позволит составить грамотное начало, которое будет задавать тон всему сочинению.

Аргументация. Привлечение литературного материала

Выполнить подбор двух аргументов из литературы.
Можно привлекать художественные произведения, дневники, мемуары, публицистику, произведения устного народного творчества (за исключением малых жанров), другие источники отечественной или мировой литературы.

  • Должна прослеживаться опора на литературоведческие понятия, термины, средства художественной и синтаксической выразительности; на жанровое своеобразие произведения (почему автор выбрал этот жанр?) или необычную композицию.

Необходимо учитывать, что при незачете одного из аргументов, объем слов по нему не учитывается! Поэтому нужно стараться соблюдать рекомендуемое количество слов в сочинении.

  • Объем цитирования не должен превышать объем собственного текста!

Варианты синтаксических конструкций (речевых клише):

Пишем черновик

Экзаменационное сочинение традиционно содержит три главные части: вступление, основная часть и заключение. Чтобы научиться выделять эти смысловые части, желательно составлять планы на предварительных уроках.

Например, прочитали произведение — попросите учащихся составить план и выделить основные части.

  •  Существует такое упражнение, с помощью которого можно научить выделять отдельные фрагменты текста: предложите текст сочинения, в котором абзацы перемешаны. Ученики должны расположить абзацы в логической последовательности, в соответствие с третьим критерием.
  • Можно составить план сочинения. Очень важно, чтобы он соответствовал теме. Поэтому нужно предложить учащимся заранее составленные планы по теме сочинения и попросить провести процедуру соответствия, написав сочинение.

Работу можно проводить в малых группах.

  • Составление таблицы на предварительных уроках.

Написание заключения

Обычно при написании сочинения на завершающем этапе редко удается написать грамотный вывод. Есть великолепное упражнение, которое помогает обучить написанию заключения. Это всем знакомое упражнение, в котором предлагается закончить рассказ. Этот прием помогает выработать навык краткости, лаконичности вывода и, собственно, написания концовок. Кстати, это позволит еще раз уточнить тему сочинения и еще раз соотнестись с коммуникативным замыслом — правильно ли заданы вопросы, на которые даны ответы, правильно ли подобраны литературные аргументы?

  • Ответ на вопрос, поставленный в начале сочинения.

Итак, мечта – это не абстрактное понятие. Заветное желание – это путь, пройти который может лишь трудолюбивый человек. Чтобы достигнуть мечты, нужно терпеливо идти своей дорогой, приносить пользу людям. И самое главное, мечту не нужно искать – она всегда рядом с нами. Она в нас самих.

  • Личное отношение

Итак, на мой взгляд, мечта – это ощущение полноты жизни, то к чему мы стремимся. Мечта всегда находится в нашей душе, и только от нас зависит, достигнем ли мы ее, или будем всегда неудовлетворенны бегством за ней.

  • Ряд риторических вопросов.

Мы все стремимся быть счастливыми, и наша жизнь – это постоянное стремление к заветному желанию. Но что такое мечта для каждого конкретного человека? Что необходимо, чтобы мечта стала реальностью? Как понять, что ты достиг ее?

  • Цитата, если она является итоговым суждением, отражающим идею.

Цитата, если она является итоговым суждением, отражающим идею

Проверка сочинения

  • • Прежде чем осуществлять проверку сочинения, необходимо подсчитать количество слов. Рекомендуемое количество слов – от 350. → Максимальное количество слов в сочинении не устанавливается.
  • Необходимо помнить о соразмерности частей сочинения: вступление -1\3, основная часть – 2\3, заключение – 1\3.
  • Чтобы проверить сочинение с точки зрения орфографии и пунктуации, стоит напомнить о том, что на 100 слов можно сделать не более 5 ошибок.
  • Редактировать сочинение лучше всего с конца.

Редактирование собственного текста сочинения

Можно использовать следующий прием. Для редактирования используются листы бумаги А4 или обычный лист, развернутый горизонтально. Лист сгибают пополам и сначала заполняют только левую часть. Другая же остается свободным полем для правки, куда будут вноситься комментарии.

Задание.

  1. Оцените соответствие между тезисами и аргументами.
  2. Вычерните из формулировок тезисов и аргументов слова, которые не нужны для обоснования мыслей.
  3. Найдите речевые и грамматические недочеты.
  4. Отредактируйте фрагмент сочинения.

Направление «Отцы и дети»
Связь поколений

Что необходимо проверять участнику сочинения?

  • Устранять неоправданные речевые повторы, частое употребление однокоренных или близких по значению слов без неоправданной необходимости (тавтология).
  • Удалять лишние слова (плеоназм). Корректировать необоснованные пропуски слов.
  • Корректировать порядок слов, приводящий к двусмысленности и неоднозначному пониманию.
  • Без знания содержания произведения участнику сочинения будет довольно сложно представить эксперту свои доводы в виде четкого и логичного аргумента.

Потренируетесь?

Пример сочинения «В чем отличие настоящего искусства от ремесла?» (речь и грамотность автора сохранены).

В чем отличие настоящего искусства от ремесла? Искусство – это творчество, создаваемое с проникновенностью всех чувств, выраженное внутренним миром человека. Невозможно создать настоящее искусство без возвышенного состояния души. Ремесло же – это мастерство, которое требует профессиональных навыков человека. Ремесло – коммерческое занятие, которое направленно только на то, чтобы иметь выгоду, а не влиять на души и сознание людей. Ремеслу можно научиться. В этом и есть отличие настоящего искусства от ремесла. В правильности такой точки зрения меня убеждает художественная литература.
У Михаила Афанасьевича Булгакова одна из главных проблем, поставленных в романе « Мастер и Маргарита» проблема истинного и ложного искусства. Автор показывает нам два типа художников. Первые это литераторы МАССОЛИТа во главе с Берлиозом, их объединят сугубо материальные интересы. Они озабоченный получение различных благ. Это ремесленники, служащие не творческой идее, а «социальному заказу». Единственный настоящий писатель в романе это Мастер, он создает гениальный роман о Понтии Пилате и философе Иешуа. Поднимая в своем романе вечные проблемы, трусости и душевной стойкости, раскаянья и наказание за грехи. Однако его роман критикуют, и он сжигает его. Булгаков противопоставляет мир Латунских и Берлиозов миру вечных проблем, то есть показывает отличие ремесла и настоящего искусства.
Проблема настоящего искусства поднимается также и в повести Н.В.Гоголя «Портрет». В этом произведении писатель представил нам двух художников, один из которых стремится к совершенствованию своего таланта и посвящает этому всю свою жизнь, а второй же растрачивает свой талант в погоне за славой и прибылью. Андрей Петрович Чартков – молодой подающий надежды художник. Он талантлив, но стремится за модой. Именно это его и губит, погнавшись за деньгами и славой, он теряет свой талант. Чтобы писать портреты, за которые платили бы деньги, не надо быть творцом, надо быть ремесленником. Он не выполнил своё назначение в этом мире и был наказан нравственной гибелью. Иная судьба была у мастера, который позавидовал собственному ученику. Он был талантлив, но в его жизни были испытания пороками. Главный из них – гордыня. Желая доказать своё превосходство над учеником, он принимается за любую работу. Художник вовремя опомнился и ушёл в монастырь. Осознав, что окончательно очистился от пороков, живописец снова взялся за кисть, снова начав творить. Это и есть настоящее искусство, идущее от Бога. Н.В Гоголь говорит о двух путях творческой личности: работать ради денег или служить искусству. Автор считает, что настоящее искусство всегда оставляет след в душах людей, а отношение к искусству как к ремеслу даёт благополучие только в конечном, материальном мире.
Подводя итоги сказанному, можно сделать вывод, что ремесленник творит, он трудиться, чтобы его творения пользовались спросом, осваивает технику и ничего не рассказывает своим творчество, а художник создает настоящее искусство, выражая свое отношение к миру.

Творческих успехов, коллеги!

 

 

 

Статьи по теме

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *