Введение
Ренни Гордон – ученый из США, провела исследование, доказывающее связь между навыками восприятия музыкального ритма и индивидуальными различиями в фонологической осведомленности и грамматических способностях, которые являются двумя языковыми навыками, имеющими решающее значение для академических достижений ребенка.
Гипотеза
Грамматика неразрывно связана с чувством ритма. Впервые продемонстрирована связь между навыками восприятия ритма и морфо-синтаксической конструкций у детей с типичным развитием языка.
Материалы эксперимента
Фотографии и картинки, основной задачей которых является распознавание ребенком определенных морфологических и синтаксических структур: окончаний множественного числа существительных, форм глаголов настоящего продолженного времени, правильных и неправильных форм глагола, местоимений, синтаксических конструкций.
Задания созданы с учетом длины фразы, заставляя ребенка вслушиваться и выделять главное.
Например, в вопросе дважды подчеркивается форма, которую хотят услышать (что они сейчас делаЮТ, что он делаЕТ).
Тест позволяет анализировать структуры, не часто встречающиеся в спонтанной речи, таким образом, выявляя сильные и слабые стороны владения речью у ребенка. Так же в тесте были использованы речевые паттерны, маркирующие грамматические явления.
Длительность теста: 15-20 минут.
Организация эксперимента
Детям 4-10 лет был предложен тест SPELT-3, который с 98 % вероятностью выявляет специфическое нарушение речи – ЗПР.
Подробнее от тесте: https://www.janellepublications.com/0705.shtml
25 нормально развивающихся 6-летних детей получили стандартизованные тесты на распознавание ритма и фонологической компетенции и морфо-синтактической компетенции и невербальный тест на IQ.
Ритм измеряли двумя способами: узнавание ритмических сегментов одинаковых-различных. Предыдущие исследования показали, что сильные доли в простых ритмах легче распознаются, чем ритмы со слабыми ударными долями.
- В исследование включили оба типа ритмов, чтобы узнать как влияет наличие «бита» на распознавание речи.
- Предлагали семь простых и семь сложных ритмов.
- Тоновый сигнал возникал каждые четыре базовых интервала, запуская сильный бит.
- В сложных ритмах акцент делали не периодически, поэтому бит возникал неожиданно.
- Простые ритмы соответствовали сложным по числу интервалов.
Ребенку показывали два образца стандартного ритма и задавали третий, спрашивая такой же он или иной. Иной задавался перестановкой двух ближайших интервалов.
Фонетическую сторону речи измеряли с помощью фоно-части теста CTOPP.
Испытуемые выполняли три задания: намеренное извлечение звука из слова (как в «скажи тигр» – «скажи ти..р»); составление слов из звуков («что за слово будет к-о-т»); сопоставление звуков общих в начале или в конце слова ( «что из трех содержит одинаковый звук с кот: «тон», «сад», «кий»). Результат суммировали в общий балл.
Чтобы измерить индивидуальные различия, применили тест на айкью PTONI.
Серия картинок подразумевает необходимость выделить одну, не подходящую в данный ряд по цвету, форме, функции или числу.
Корреляция ритма и грамматики обнаружена как у англоговорящих, так и немцев и французов.
Основные положения
Нормальное речевое развитие связано с музыкальным развитием ребенка
Возможное объяснение феномена связи музыки с нормальным языковым развитием лежит в области слуха, более тонкие различия звуков, которые требует музыка, задействуют нейронные сети мозга, обрабатывающие речь. Точное восприятие звука может влиять на синтаксис речи, так как у младенцев существует опора на время, вариации которого маркируют границы фраз. Даже 6-месячный ребенок чувствителен к просодическим маркерам синтаксических единиц.
В восприятии типичного взрослого ритмические и/или временные промежутки позволяют слушателю сосредоточиться на важных смысловых единицах речи в процессе реального времени. Ритм сегментирует слова и лексический смысл, правильные ритмически паттерны позволяют обнаружить нарушения в синтаксисе.
У детей с дислексией связь с ритмом ниже среднего уровня
У детей с дислексией нарушена произносительная сторона речи, чувствительность к просодии, искажён ритмический рисунок речи. Но исследование обнаружило слабое свидетельство корреляции способности слышать ритм и фонетической компетентности.
Предполагается, что темп и синтаксис речи ассоциируются с объединенной подкорковой нейросетью, включая базальные ганглии, которые поражаются в случае ЗПРР с грамматической недостаточностью, и важны для восприятия темпа и бита (ударения).
Обучение музыке позволяет мозгу реагировать на тончайшие акустические изменения в слогах речи и улучшает произношение в иностранном языке
Некоторые современные работы указывают, что совпадения случайны.
Одно из исследований в данной области доказывало, что детсадовцы из музыкальной группы показали лучшую динамику усвоения речи, чем детсадовцы из спортивной группы.
Например, отмечалась связь фонологической компетентности и ритма у 4-летних, но не у 5-летних детей. Что возможно, объясняется приоритетностью роли слуха в раннем развитии фонетики у детей, но не у детей постарше.
Дети с лучшими способностями чувствовать ритм более чувствительны к вариациям ритма в речи, отвечающим за грамматические явления и, таким образом, формируют лучшие компетенции в области морфологии и синтаксиса в процессе речевого развития
Исследование выявило твердую закономерность между способностью различать ритмические рисунки и развитием синтаксической стороны речи. И простые, и сложные ритмы ассоциируются с морфо-синтаксической компетентностью.
Разница в 48% отмечена после поправки на социоэкономический статус, музыкальное образование, невербальный интеллект. Несмотря на то, что грамматические и ритмические тесты очень отличаются требованиями, была обнаружена связь вне зависимости от когнитивных способностей испытуемых.
Возможно, что сложные ритмы вовлекают высшие уровни рабочей слуховой памяти, ассоциируемые с интеллектом.
Данное исследование не касалось ритма речи.
Музыкальные ритмические рисунки могут создавать опоры для восприятия таких сложных структур языка как морфемы
Предполагается, что фазовая синхронизация нейронных колебаний в иерархии разных частот отвечает за кодирование звукового сигнала, и считается, что дефицит этих механизмов на уровне слога может быть причиной как дислексии, так и в других связанных с этим речевых нарушениях.
В исследовании показано, что индивидуальные различия в способности воспринимать ритм у типично развивающихся 6-летних детей составляют значительную часть различий в навыках грамматики. Нахождение надежной связи между восприятием ритма и синтаксисом поддерживает теорию, в которой ритм служит направляющим звеном в распределении внимания к речи во времени в той манере, которая способствует осознанию структуры речи.
Рекомендации: в клинических обследованиях необходимо добавить к речевым тестам тесты на распознавание ритмических рисунков.
Краткое содержание статьи: Musical rhythm discrimination explains individual differences in grammar skills in children
Другие статьи автора
- Корректируем оптическую дисграфию у младших школьников: примеры игровых упражнений
- 9 способов изменить мнение людей, не вызывая обиды или негодования (по следам "Педагогической эвристики" В.Соколова")
- Психология обучения без ограничения: саммари на книгу Р.В. Майера
- Корректируем дисграфию у студентов
- Два вида учебных вебинаров
- 5 словесных и лингвистических игр на занятиях по русскому языку
- Техника вопроса и "фразы-убийцы" в речи (по следам книги Карстен Бредемайер, Райнер Нойман "Мастер словесной атаки")