Первый сертификационный уровень (В1) определяется как один из двух уровней В (В1 и В2) — уровни свободного владения языком. Он идет после элементарного и базового уровней (А1 и А2).
На этом уровне обучающийся:
- понимает основные идеи четкого сообщения в среднем темпе, сделанного носителем языка.
Темы должны касаться учебы, профессии, досуга, повседневных занятий или общих ситуаций, в которые может попасть иностранец в нашей стране.
- сам должен уметь составить небольшое сообщение по интересующей его теме, выразить свое впечатление от чего-либо, рассказать о планах на будущее.
Первый сертификационный уровень предоставляет большие возможности для использования текстов. На этом уровне уже можно вводить неадаптированные тексты художественной литературы.
Общие тематические группы для усвоения: «Человек как живое существо», «Человек как разумное существо», «Человек и общество», «Природа» и «Абстрактные понятия» (время, количество, качество действий и состояний, единицы измерения).
Объем текстов для чтения: т от 800 до 900–1000 слов. Текст большого объема можно использовать только в том случае, если он очень легкий в лексико-грамматическом выражении, например, если идут повторы в сказках
Этапы работы с текстом:
- Для того, чтобы работа с текстом была эффективной, письменный текст в первый раз должен быть прочитан обучающимися целиком и без комментариев.
Это делается для того, чтобы уловить общий смысл, развить догадку и по знакомым лексическим единицам дать сориентироваться, о чем говорится в тексте.
- После первого прочтения преподаватель в обязательном порядке должен выяснить, понял ли обучающийся текст.
На этом этапе не следует задавать более 1–2 вопросов, касающихся общего содержания или основной идеи.
- Чтение во второй раз происходит по абзацам текста или небольшим отрезкам, законченным в смысловом отношении.
Здесь уже можно задавать более конкретные вопросы, касающиеся этого отрывка. Если чтение изучающее, необходимо прочитать его в третий раз. Тогда оно членится на еще более мелкие единицы, например, предложения.
Во многих учебных пособиях можно встретить задания к тексту. Они служат для снятия лексико-грамматических трудностей и выяснения понимания текста.
Существует два подхода к заданиям:
- структурный. При структурном подходе задания направлены на отработку грамматических форм, объяснения новой лексики, словообразовательных элементов или синтаксических конструкций, которые встречаются в тексте. К этому же подходу относятся и вопросы для выяснения понимания текста, которые могут быть заданы как в процессе чтения, так и после него. Пересказ текста или так называемый пересказ с трансформацией (то есть от лица какого-либо персонажа текста) также относится к структурному подходу.
- коммуникативный. Коммуникативный подход применяется, когда преподаватель хочет добиться не только понимания текста и его воспроизведения, но и комментирования, анализа, создания вторичных текстов на основе прочитанного или использования новых лексических единиц и грамматических структур.
К коммуникативным заданиям относятся задания:
- на определение проблемы,
- задания, имеющие целью нахождение конкретной информации в читаемом фрагменте текста,
- анализ трудных в лексико-синтаксическом отношении мест во время чтения,
- задания на внимательное прослушивание текста и нахождение определенной информации или ответов на поставленные вопросы.
- задания на создание собственных ситуаций, в которых можно было бы использовать данные из текста.
На начальном этапе обучения русскому языку используется преимущественно структурный подход, поскольку обучаемый еще не имеет достаточного объема лексико-грамматических средств для полноценной коммуникации.
Отбор текстов
Что касается отбора учебных текстов, то преподаватель, как представитель великой русской культуры, всегда стремится познакомить иностранцев с ее образцами.
Но реальность, как правило, вносит свои коррективы, поскольку тексты классической русской литературы очень трудны по своему лексическому, а иногда и грамматическому содержанию.
Более того, многие слова и словоформы оказываются устаревшими или малоупотребительными в обиходной речи. Поэтому считается нормальным и даже приветствуется создание авторских текстов для чтения, так как они пишутся с целенаправленным использованием знакомых читателю языковых единиц.
При самостоятельной же адаптации литературного произведения исчезает его художественная ценность, и оно превращается в простой пересказ.
Текстовые задания
Как правило, в учебнике по РКИ или пособии для чтения встречаются три типа заданий к тексту: предтекстовые, притекстовые и послетекстовые. Как видно из названия, они выполняются на разных этапах процесса чтения и имеют свои цели.
Приведем примеры предтекствых заданий:
- Посмотрите значение слов в словаре.
- Послушайте объяснение преподавателя и постарайтесь понять слова и словосочетания.
- Укажите слова, выпадающие из тематического ряда.
- Составьте пары слов, противоположных (близких) по смыслу.
- Выберите слова, имеющие одинаковый корень с выделенным.
- Составьте возможные словосочетания.
- Распределите слова по группам в зависимости от вопроса (разные части речи).
- Назовите совершенный (несовершенный) вид глаголов и составьте примеры с ними.
- Назовите слова, которые заменены подчеркнутыми (падежные формы местоимений).
- Закончите предложение, используя нужное по смыслу слово.
- Объясните по-русски, как вы понимаете словосочетания и предложения.
- Составьте предложения со словами.
- Опишите ситуации, в которых можно сказать «…».
- Прочитайте текст. Постарайтесь понять его основное содержание. Будьте готовы ответить на вопросы.
- Дайте название тексту.
Притекстовые задания:
это чаще всего комментарии в виде сносок внизу страницы (реже — в самом тексте). Комментарии могут быть от простого перевода слова или фразы до развернутого объяснения (например, некоторых фактов исторических событий или выдающихся людей).
Цель притекстовых заданий — объяснение неязыковых явлений
Послетекстовые задания:
- Ответьте на вопросы.
- Расскажите о (герое) и его жизни.
- Дайте название тексту.
- Выберите лучшее из предложенных вами названий. Обоснуйте свой выбор.
- Познакомьтесь с планом к тексту. Расставьте пункты плана в соответствии с содержанием.
- Опираясь на исправленный план, расскажите, что вы узнали о героях. В рассказе постарайтесь использовать следующие слова и словосочетания.
- Перескажите текст по исправленному вами плану от лица автора; от лица главного героя.
- Представьте себе, что вы наблюдаете происходящее. Расскажите, что вы видите, слышите.
- Расскажите о вашем любимом писателе, (композиторе, музыканте).
- Прочитайте, переведите со словарем, выучите стихотворение.
- Дайте другое название тексту.
- Объясните название текста.
- Используя предложенные вопросы, составьте (напишите) рассказ по теме «…».
Итак, любой дидактический текст должен содержать предтекстовые и послетекстовые задания. Притекстовых заданий может не быть, если обучающиеся знакомы с биографией автора или текст носит бытовой характер. Когда мы читаем страноведческие или культурологические тексты, необходимо давать общие сведения о встречающихся исторических деятелях или событиях, литературных персонажах.
Вообще, при каждом удобном случае следует рассматривать не только языковые характеристики текста, но и его экстралинвистические особенности.
Очевидно, что текст следует выбирать с учетом возрастных и культурно-религиозных особенностей обучающихся. Всегда нужно обращать внимание на содержание текстов для чтения. Если в учебнике или пособии не указана целевая аудитория, самому преподавателю следует до этапа работы с текстом перечитать произведение и подумать, как его воспримут конкретные иностранные обучающиеся. Если есть сомнения в адекватной оценке предлагаемого текста, лучше его не брать во избежание ненужных конфликтов и жалоб.
Статьи по теме
- Как читать художественные тексты со студентами в контексте коммуникативного метода обучения РКИ
- Пример использования русских народных сказок на уроках РКИ
- Применение методики составления словесного портрета на уроках РКИ
- Коммуникативные задания на занятиях по “Русскому речевому этикету” для иностранных обучающихся
- Виртуальный образовательный квест для изучающих РКИ: “В поисках “зеленой палочки” Л. Толстого”
- Комиксы на уроках разрешаются