Нейродидактика: применяем основные принципы на занятиях

Cоучредитель портала Eduneo.ru, кандидат филологических наук, доцент, учитель-логопед, лингвист-эксперт, преподаватель РКИ взрослым и детям-билингвам, автор книг и пособий для детей с дислексией
Эксперт: в области русского языка, литературы, методики преподавания, логопедии

Нейродидактика – это междисциплинарная область, берущая начало в медицинских исследованиях XIX и XX вв. и существующая на пересечении таких наук и научных направлений, как исследования нервной системы человека (в частности, работы головного мозга), дидактика, педагогика, психология.
В рамках нейродидактики разрабатываются вопросы эффективного обучения, основанного на последних достижениях в области исследований деятельности мозга. При этом ученые пытаются понять, «насколько общеизвестные педагогические и дидактические знания и принципы подтверждаются или углубляются современными данными в области исследований мозга» Многие положения нейродидактики не являются абсолютно новыми, однако они выступают как подтверждение основных принципов и методов прогрессивной педагогики.

Рекомендуем вебинар “13 лайфхаков для нейроучителя или как обучать по законам мозга”

Основополагающие принципы нейродидактики подчеркивают ее главную идею, состоящую в следующем: особенности деятельности мозга в ходе обучения предопределяют активную роль студента, что способствует повышению эффективности образовательного процесса и достижению более высоких результатов.

Основные принципы:

  • знание не передается автоматически, оно создается заново в мозгу обучающегося.
  • обучающиеся не нуждаются в готовых правилах, требующих заучивания. Напротив, им необходимо большое количество примеров, тщательный анализ которых позволяет самостоятельно вывести то или иное правило  новая информация присоединяется к уже сформированной в мозгу обучающегося базе знаний.
  • применение полученных знаний в разнообразных контекстах и реальных ситуациях (или ситуациях, приближенных к реальным).

Организация процесса  обучения:

    • Минимузируем стресс.

Стресс блокирует мыслительную деятельность человека, частично или полностью и разрушает нейроны в конечном итоге.

Как?
Отзыв о работе студента следует строить по принципу развития в нем «мышления роста» (growth mindset). Иными словами, преподаватель должен оценивать усердие и старательность, а не интеллект и талант.

  • Эффект прайминга. Прайминг – особое воздействие при помощи апелляции к примитивным инстинктам человека с целью вызова эмоционального состояния.

Как?
В начале урока рекомендуется обратиться к изученным ранее темам.

  • Нет познания без эмоции –это лак, сохраняющий в памяти информацию. Мозг повторяет во сне в точности то, что делалось перед сном. Требуемые связи в мозгу продолжают развиваться во время сна.

Как?
Не следует давать проверочную работу сразу после изучения новой темы. Не надо требовать домашнего задания сразу после пройденного материала.
Краткое повторение в конце урока дает результат во время следующего перерыва (если это настоящий перерыв! и эмоционально более стимулирующий, чем урок).

  • Выговор за ошибку, сохраняет ошибку в памяти

Как?

Подчеркивание ошибок не помогает их исправить. Необходимо создать новый информационный блок. Например переписать или произнести несколько раз правильно, желательно вызывая при этом эмоции.
Подкуп ребенка обещанием будущих наград способствует его ненависти к работе, которую он сначала должен выполнить.

Рекомендуем онлайн-курс “Нейроучитель. Как обучать по законам мозга?” 

В заключение отметим, что обучение иноязычному профессиональному общению с опорой на принципы нейродидактики можно представить в виде спиралевидного процесса, где достижение результата служит стимулом для дальнейшей активизации мозговой деятельности обучающихся, повышения уровня мотивации и, как следствие, для перехода на новую качественную ступень активного формирования межкультурной коммуникативной компетенции.

Статьи по теме

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *