Подход американской педагогики к школьным трудностям (Дж. Варгас «Анализ деятельности учащихся. Методология повышения школьной успеваемости»)

Aвтор материала: Шевелёва Дария Евгеньевна -
педагог-психолог (Москва)
Эксперт: в области коррекционной педагогики и психологии, инклюзии, педагогической компаративистики

Школьные трудности – неуспеваемость и нарушения поведения – в книги рассматриваются с позиции бихевиоризма и в этой же концепции изложены общие положения, помогающие учителям организовывать более эффективную работу в классе.

В основе бихевиоризма (основоположник – Б. Ф. Скиннер) находится постулат о поведении, которое возникает и продолжается в ответ на внешние стимулы и в зависимости от возможных последствий. То есть любое поведение, в частности в школе, можно стимулировать (или привести к затуханию), управляя внешними стимулами и давая детям незамедлительную обратную реакцию.

Практическое значение этой психологической теории для педагогики и образования – в принципах и рекомендациях, следуя которым можно повысить успеваемость учеников и снизить вероятность нежелательного поведения, нарушений дисциплины и поступков против школьных правил.

Основная идея, заложенная в этой книге, – успеваемость и поведение учеников не выступают неуправляемыми, обособленными явлениями, а относятся к педагогическим объектам, которые могут быть изменены и скорректированы при помощи грамотного вмешательства учителя.

Для объяснения происходящего в школе с детьми – качество их обучения и поведение – привлекаются математические понятия «независимая и зависимая переменные»

Независимая переменная – условия (технологии обучения и способы воспитания, педагогические методы, формы заданий и принципы оценивания), годные для отбора и конструирования так, чтобы дети могли достичь наилучших для себя результатов.

Зависимая переменная – новое в успеваемости и поведении учеников, появляющиеся в результате педагогических нововведений в учебной среде.

Таким образом, низкие учебные результаты и иные школьные трудности Дж. Варгас относит не к «проблемам» учеников, а к задачам для школы и учителя по нахождению более эффективных методов.

При этом во главу ставится идея: в школе не должно быть неуспеваемости (а также многочисленных ошибок и недостаточно усвоенного учебного материала), все дети способны достичь высоких учебных результатов. Также такой тип обучения относится к механизмам удержания высокой самооценки у учеников и формирования положительного образа «Я», складывающегося из учебных успехов и усвоенного материала.

Практическое руководство

Программированное обучение – технология, позволяющая всем детям усваивать материал и при этом продвигаться, отрабатывать новые навыки и переходить к более сложным вопросам и темам в соответствии с индивидуальным темпом.

Сутью программированного обучения (при работе на компьютере) является немедленная обратная связь, которая позволяет определить уровень ученика в изучении той или иной темы и при необходимости предложить ему подсказку.

В случае значительных ошибок и недостаточно отработанных навыков ученик не переходит к новой теме и заданиям, а возвращается к предыдущему материалу.

Оценивание учебных результатов и сообщения детям об их достижениях в книги рассматриваются с точки зрения личных, индивидуальных успехов без обязательного сравнения с результатами одноклассников и может содержать критерии, которые выходят за границы обязательной программы.

Этот подход оценивается как продуктивный не только для слабоуспевающих учеников, но и для тех, кто демонстрирует отличные результаты и показывает высокую скорость и точность при усвоении новых разделов программы.

Внимание к беглости (скорости) выполнение заданий позволяет точно отмечать индивидуальное продвижение, автоматизацию навыков, способность к быстрым и правильным решениям, усвоение и понимание темы.

Определение динамики и повышение качество работ носит информативное значение не только для учителя, но и для учеников, так как они получают возможность самостоятельно отслеживать собственные учебные результаты и (даже при незначительных успехах) придерживаться положительного мнения об обучении и своих шансах в образовании.

Наравне со средне и слабоуспевающими учениками «картина индивидуальных достижений» имеет мотивационное значение для хорошо успевающих и одаренных учеников.

Обучение у этой категории детей зачастую сопряжено с угасанием интереса к учебной деятельности и заданиям, так как темп работы на уроке, рассчитанный на «средних» учеников, и ее содержание не требует усилий и интеллектуального напряжения.

Таким образом, как пишет Дж. Варгас, у детей создается впечатление, что они ничему не учатся и время, проведенное в школе, не имеет результативности.

В связи с принятием «шкалы индивидуальных достижений» Дж. Варгас подробно рассматриваются преимущества графиков (относительно простых числовых данных) и принципы фиксации результатов в графической форме. Представленные временные и содержательные принципы создания визуального образа успеваемости учащихся.

Дисциплина

Значительное внимание в книге уделяется нарушениям дисциплины (во время уроков и на перемене) и способам прекратить, «угасить» подобные действия учеников.

Автором книги показано и доказывается, что традиционные замечания и повышенное внимание учителя к «бунтующим» ученикам зачастую оказываются малоэффективными и провоцируют повторение отрицательных поступков.


Традиционный стиль формирования поведения через замечания и репрессивные действия учителя приводит к противоположному результату в виде новых, нарушающих школьный распорядок поступков.

Как пишет автор: «В формировании поведения нет места наказаниям и «исправлениям». Используется только подкрепление». Действия учителя заключаются не в реакции на отрицательные поступки и сознательный выход за дозволенные границы школьных правил, а в одобрении и побуждении приемлемых поступков, их закреплении в общем поведении учеников.

Например, замечания детям, выкрикивающим ответ с места, и далее разрешение продолжить ответ не приводят к угасанию самовольных выкриков. Достижение цели – соблюдение правил поведение на уроке – возможно в случае игнорирования и невнимания к неправильным действиям учеников и при разрешении им отвечать только после того, как была поднята рука.

При обращении к зарубежным теориям и технологиям значительный вопрос – возможностях заимствования и переноса в отечественное образование иностранного опыта.

При чрезвычайно сильных различиях в организации обучения неадаптированные и введенные в практику технологии могут стать фактором, разрушающим принятую организацию обучения. Подходы к обучению и воспитанию, представленные Дж. Варгас в книге «Анализ деятельности учащихся. Методология повышения школьной успеваемости», относятся к опыту, который может расширить понимание и обогатить практическую сферу образования РФ и помочь в решении ряда проблем. Тем самым, рекомендации, содержащиеся в этой книге, представляют интерес для учителей российских школ и могут быть включены в дидактическую систему и подходы к воспитанию.

 

Статьи по теме

One thought on “Подход американской педагогики к школьным трудностям (Дж. Варгас «Анализ деятельности учащихся. Методология повышения школьной успеваемости»)

  1. “Например, замечания детям, выкрикивающим ответ с места, и далее разрешение продолжить ответ не приводят к угасанию самовольных выкриков. Достижение цели – соблюдение правил поведение на уроке – возможно в случае игнорирования и невнимания к неправильным действиям учеников и при разрешении им отвечать только после того, как была поднята рука”.
    Больная тема для меня,т.к. в классе есть такие дети

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *