В последние годы во всем мире, а также в нашей стране наблюдается рост детской гиперактивности.
Гиперактивность – прямой перевод соответствующего англоязычного термина hyperactivity (слишком / чрезмерно активный).
Наиболее остро эти симптомы проявляются с момента начала посещения ДОУ (детского сада, школы, кружков, спортивных секций).
Такие дети, естественно, создают дополнительные трудности в работе воспитателям, логопедам и учителям:
- они очень подвижны, вспыльчивы, раздражительны и безответственны,
- гиперактивные дети часто задевают и роняют различные предметы, толкают сверстников, что приводит к возникновению конфликтных ситуаций,
- часто обижаются, но о своих обидах быстро забывают.
Американской психиатрической ассоциацией выделены критерии гиперактивности:
- Дефицит внимания (признаки проявления):*Непоследователен, ему трудно долго удерживать внимание.
*Не слушает, когда к нему обращаются.
*С большим энтузиазмом берется за задание, но так и не заканчивает его.
*Испытывает трудности в организации.
*Часто теряет вещи.
*Избегает скучных и требующих умственных усилий заданий.
*Часто бывает забывчив. - Двигательная расторможенность (активность):
*Постоянно ерзает.
*Проявляет признаки беспокойства (барабанит пальцами, двигается в кресле, на стуле, бегает, забирается куда-нибудь).
*Спит намного меньше, чем другие дети, даже в младенчестве.
*Очень говорлив. - Импульсивность:
*Начинает отвечать, не дослушав вопроса.
*Не способен дождаться своей очереди, часто вмешивается, прерывает разговор
*Плохо сосредотачивает внимание.
*Не может дождаться вознаграждения (если между действием и вознаграждением есть пауза).
*Не может контролировать и регулировать свои действия.
*Поведение слабоуправляемо правилами.
При отсутствии профилактических мер нередко приводят не только к школьной дезадаптации – неуспеваемости, второгодничеству, нарушениям поведения, но и к тяжелым формам социальной дезадаптации, далеко выходящим за пределы детского и даже пубертатного возраста.
Данные признаки часто сочетаются с тиками, головным болями, страхами. С такими детьми проводится как психологическая, так и медикаментозная коррекция.
Частое поведение родителей детей с гиперактивностью:
- стремятся жесткими мерами бороться с «непослушанием» сына или дочери, усиливают дисциплинарные способы воздействия, увеличивают рабочие нагрузки, строго наказывают, за малейший проступок, вводят систему запретов,
- предоставляют ребенку полную свободу действия, не обращают внимание на его поведение, тем самым лишая такой необходимой для него поддержки взрослых
Поэтому необходимо проводить консультирование и с родителями тоже. Можно в виде Родительских Лекториев.
Узнать о том, как организовать обучение и жизнь дома ребенка с трудностями в обучении можно на курсе “Дети с трудностями в обучении”.
При организации коррекционной работы акцент делается на следующих умениях ребенка:
- концентрировать внимание,
- доводить начатое дело до конца,
- контролировать свои движения,
- снимать мышечное напряжение,
- контролировать свои эмоциональные проявления,
- расширять поведенческий опыт во взаимодействии со сверстниками и взрослыми.
В работе с гиперактивными детьми используются такие методы и приемы как:
- наблюдение,
- методики тренировки активного внимания на ПК,
- цветотерапия, арттерапия, песочная терапия, музыкатерапия,
- игры на развитие тактильного взаимодействия (песок, вода, глина, пластилин),
- пальчиковые игры (развитие речи с движениями, развитие мелкой и общей моторики).
- обучение приемам саморегуляции через релаксацию и визуализацию с использованием сенсорной комнаты, самомассажу (психомышечная тренировка),
- проигрывание этюдов (актуализация ощущений в понимании и выражении эмоционального состояния),
- дыхательные упражнения (выражение эмоций),
- артикуляционную гимнастику (развитие артикуляции, голоса).
Мы стремимся к тому, чтобы родители, педагоги, учителя своевременно получили информацию о проблеме СДВГ и других трудностям и смогли бы пересмотреть свои воспитательные и образовательные подходы.
Другие статьи автора
- Как самостоятельно создать "Прописи" для обучающихся
- ТОП-6 авторских методик изучения английского языка
- Корректируем дисграфию у студентов
- Игры-упражнения для коррекции дисграфии и дислексии: для детей и взрослых
- Диктант: специфика применения в техническом вузе
- 5 словесных и лингвистических игр на занятиях по русскому языку
- Сторителлинг: пример сюжета-квеста для курса "Государственный пожарный надзор"
Статьи по теме
- Саммари на книгу Гульнары Ломакиной “Гиперактивный ребенок. Как найти общий язык с непоседой”
- “Учим..читать”: саммари на книгу В.А. Бородиной и С.М. Бородина
- 6 способов удержать внимание учеников в онлайне
- Как эффективно учить слова на уроках английского языка с детьми-дислексами
- Что делать, если у вас в классе ученики с дислексией: советы учителю
- ТОП-5 компьютерных программ для коррекционной работы с младшими школьниками
- Как говорить, если говорить сложно (помощь детям с нарушениями речи)