Неудобные дети, или Что такое гиперактивность

Cоучредитель портала Eduneo.ru, кандидат филологических наук, доцент, логопед, лингвист-эксперт.
Эксперт: в области русского языка, литературы, методики преподавания, логопедии

В последние годы во всем мире, а также в нашей стране наблюдается рост детской гиперактивности.

Гиперактивность – прямой перевод соответствующего англоязычного термина hyperactivity (слишком / чрезмерно активный).
Наиболее остро эти симптомы проявляются с момента начала посещения ДОУ (детского сада, школы, кружков, спортивных секций).

Такие дети, естественно, создают дополнительные трудности в работе воспитателям, логопедам и учителям:

  • они очень подвижны, вспыльчивы, раздражительны и безответственны,
  • гиперактивные дети часто задевают и роняют различные предметы, толкают сверстников, что приводит к возникновению конфликтных ситуаций,
  •  часто обижаются, но о своих обидах быстро забывают.

Американской психиатрической ассоциацией выделены критерии гиперактивности:

  • Дефицит внимания (признаки проявления):*Непоследователен, ему трудно долго удерживать внимание.
    *Не слушает, когда к нему обращаются.
    *С большим энтузиазмом берется за задание, но так и не заканчивает его.
    *Испытывает трудности в организации.
    *Часто теряет вещи.
    *Избегает скучных и требующих умственных усилий заданий.
    *Часто бывает забывчив.
  • Двигательная расторможенность (активность):
    *Постоянно ерзает.
    *Проявляет признаки беспокойства (барабанит пальцами, двигается в кресле, на стуле, бегает, забирается куда-нибудь).
    *Спит намного меньше, чем другие дети, даже в младенчестве.
    *Очень говорлив.
  • Импульсивность:
    *Начинает отвечать, не дослушав вопроса.
    *Не способен дождаться своей очереди, часто вмешивается, прерывает разговор

*Плохо сосредотачивает внимание.
*Не может дождаться вознаграждения (если между действием и вознаграждением есть пауза).
*Не может контролировать и регулировать свои действия.
*Поведение слабоуправляемо правилами.

При отсутствии профилактических мер нередко приводят не только к школьной дезадаптации – неуспеваемости, второгодничеству, нарушениям поведения, но и к тяжелым формам социальной дезадаптации, далеко выходящим за пределы детского и даже пубертатного возраста.

Подробнее узнать о том, как обучать детей с СДВГ можно на вебинаре “Гиперактивные дети: как организовать эффективное и комфортное обучение”.

Данные признаки часто сочетаются с тиками, головным болями, страхами. С такими детьми проводится как психологическая, так и медикаментозная коррекция.

Частое поведение родителей детей с гиперактивностью:

  • стремятся жесткими мерами бороться с «непослушанием» сына или дочери, усиливают дисциплинарные способы воздействия, увеличивают рабочие нагрузки, строго наказывают, за малейший проступок, вводят систему запретов,
  • предоставляют ребенку полную свободу действия, не обращают внимание на его поведение, тем самым лишая такой необходимой для него поддержки взрослых

Поэтому необходимо проводить консультирование и с родителями тоже. Можно в виде Родительских Лекториев. 
Узнать о том, как организовать обучение и жизнь дома ребенка с трудностями в обучении можно на курсе “Дети с трудностями в обучении”.

При организации коррекционной работы акцент делается на следующих умениях ребенка:

  • концентрировать внимание,
  • доводить начатое дело до конца,
  • контролировать свои движения,
  • снимать мышечное напряжение,
  • контролировать свои эмоциональные проявления,
  • расширять поведенческий опыт во взаимодействии со сверстниками и взрослыми.

В работе с гиперактивными детьми используются такие методы и приемы как:

  • наблюдение,
  • методики тренировки активного внимания на ПК,
  • цветотерапия, арттерапия, песочная терапия, музыкатерапия,

В помощь родителям Нейрораскраски для детей, которые помогут в формировании внимания, памяти, координации.

  •  игры на развитие тактильного взаимодействия (песок, вода, глина, пластилин),
  • пальчиковые игры (развитие речи с движениями, развитие мелкой и общей моторики).
  • обучение приемам саморегуляции через релаксацию и визуализацию с использованием сенсорной комнаты, самомассажу (психомышечная тренировка),
  • проигрывание этюдов (актуализация ощущений в понимании и выражении эмоционального состояния),
  • дыхательные упражнения (выражение эмоций),
  • артикуляционную гимнастику (развитие артикуляции, голоса).

В помощь родителям и учителям английского языка Комиксы для чтения и Рабочие тетради “Clumsy and his friends”.

Мы стремимся к тому, чтобы родители, педагоги, учителя своевременно получили информацию о проблеме СДВГ и других трудностям и смогли бы пересмотреть свои воспитательные и образовательные подходы.

Статьи по теме

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *