Как эффективно учить слова на уроках английского языка с детьми-дислексами

Aвтор материала: Филипович Евгения -
учитель начальных классов и английского языка, нейропедагог,
Эксперт: методика преподавания английского языка

Сегодня все больше и больше учителей обращаются к  поиску эффективных методов работы с детьми-дислексами.

Дети с такой особенностью испытывают  трудности в учёбе:

  • имеют сложности в овладении письмом и чтением,
  • в восприятии информации, которая предъявляется в быстром темпе,
  • в составлении логичных высказываний и во многом другом.

Совсем близко то время, когда английский язык станет обязательным экзаменом в общеобразовательных школах. Что же делать тем детям, которые испытывают трудности с обучением из-за дислексии?

Смириться и не пытаться изучать язык? Уходить, не попробовав открыть для себя дополнительную дверь в новые возможности, которые даёт знание иностранного языка?

Мой ответ однозначен: пробовать учить, используя различные техники.

Есть множество примеров, когда люди с дислексией овладевают иностранным языком, становятся отличными специалистами с нестандартным видением картины мира и делают мир лучше.

Их успех во многом зависел от и учителей, которые смогли найти “ключик” и не побоялись титанических усилий, которые нужно было приложить для обучения ребёнка с дислексией.

Словарный запас

Огромную трудность для детей с дислексией представляет овладение вокабуляром (словарным запасом). Запомнить слово  – это услышать его, понять смысл (то есть значение), уметь написать, найти его в тексте, прочитать.

Из-за сложной орфографии английские слова становятся пыткой для детей с дислексией.

Мультисенсорный подход

Данное подход заключается в поэтапной, включающей как можно больше каналов восприятия (зрение, слух, тактильный и кинестетический каналы), подаче информации.

При таком подходе ребёнок с дислексией получает возможность использовать свои сильные каналы восприятия, постепенно развивая слабые. Информация даётся очень дозировано, используются ясные и короткие инструкции, которые подкрепляются опорными символами, проводится постоянный мониторинг успехов и корректировка материала.

Эффективный приём для овладения правописанием новых слов это вовлечение кинестетического канала, то есть движений и ощущений.

  • Слова прописываются в воздухе, пальцем на разных поверхностях (пена для бритья, размазанная по столу, наждачная бумага, песок или манная крупа и др.), пальцем на спине ребёнка, лепятся из пластилина, выкладываются пуговицами.

Для работы над правописанием можно использовать тактику SOS (Simultaneous Oral Spelling).

Учитель говорит – ученик повторяет – называет по звукам – записывает и одновременно называет звуки (речевая опора) – учитель показывает слово – ученик проверяет то, что написал.

  • Учителю необходимо заготовить карточки со словами. На начальных этапах отработки слова можно добавить на карточку иллюстрацию и цветовую опору, обозначив гласные другим цветом. Работа начинается с проговаривания и разделения на слоги (многосложные слова, которые трудно запомнить целиком), далее ученик обводит слово пальцем по карточке, прописывает пальцем в воздухе и на столе.

Как только ученик перестаёт делать ошибки в буквах, карточка убирается и слово записывается по памяти. При прописывании слово диктуется учеником вслух. На следующем этапе ученик пробует использовать слово в предложении.

  • В обучении правильному написанию слов работает принцип: послушай-посмотри-переверни(закрой)-напиши-проверь. С лёгкими по написанию словами можно использовать метод «целого слова», то есть ребенок «фотографирует» слово и сохраняет его в памяти как целое, не анализируя его структуры.

  • Ещё один приём для отработки правильного правописания слов – использование тактики «say and move». Учитель понадобится шаблон (см. фото), флешкарточка, на которой иллюстрация и напечатанное слово и фишки.

В качестве фишек можно взять пуговицы, марблс, конфетки или что-то другое, фантазии нет предела.

Учитель показывает карточку, произносит слово целиком, кладет карточку на шаблон и произносит слово по звукам, одновременно двигая фишки в клеточки, далее прописывает слово на строке. Потом эту процедуру проделывает ученик.

  • Для активации визуального канала можно использовать флешкарты и визуальные словари, делая рядом со словом зарисовки, которые будут служить опорой для запоминания. Если к слову сложно подобрать картинку, можно вылепить из пластилина мини-сценку.

Не менее эффективно в освоении новых слов работают мнемотехники. Предлагаю рассмотреть некоторые из них:

  • визуализация-придумывание картинок и образов, которые помогут вспомнить слово. Ребёнок закрывает глаза и рассказывает, что у него возникает в голове при произнесении слова. Помощь учителя здесь необходима, чтобы сориентировать ученика и выявить, что конкретно в образе будет служить «волшебной кнопочкой» для вспоминания слова. Наличие яркого образа -залог успеха.
  • нахождение созвучного слова в родном языке. Приведу пример из практики: одна из моих учениц запомнила произношение слова «eighteen» по созвучной фразе из русского языка «Эй, ты!». Может показаться странным, но, когда она не может вспомнить это числительное, мне стоит только жестом иллюстрировать фразу «Эй, ты!», и ребёнок сразу выдаёт слово «eighteen». Опора срабатывает!
  • рифма + картинка. Если у слова нет образа, его можно создать искусственно. Например, для слова «inhabit» -населять, проживать, можно придумать рифму со знакомым словом: «inhabit» – «rabbit» и визуализировать или нарисовать картинку «Rabbits inhabit holes» – «Кролики живут в норе».
  • акронимы (подвид аббревиатуры). Для запоминания орфографии сложных слов можно придумывать предложения или мини-истории, в которых первая буква каждого слова будет буквой запоминаемого слова. Например, написание слова «because» можно запомнить по фразе «Big Elephants Can Always Understand Small Elephants», слово «said» можно запомнить по фразе «Sally Ann Is Dancing». Другой пример: достаточно сложное по орфографии слово «necessary» можно запомнить, применив предложение-опору «It is necessary to have a shirt with ONE Collar and TWO Sleeves».

Продуктивной работы, коллеги!

Статьи по теме

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *