Информационные технологии (ИТ) стали перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи.
Коррекционно-воспитательная работа с детьми, имеющими отклонения в речевом развитии, предполагает использование специализированных или адаптированных
компьютерных программ (главным образом обучающих, диагностических и развивающих).
Направления работы
- первое направление применения компьютера как средство обучения, основная цель которого использование компьютерных программ при обучении письму, чтению.
- второе направление: использование компьютера как средства познавательного развития ребенка.
Предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес к деятельности с ним. Это отличное средство поддержания задач обучения. Проблемные задачи, поощрение ребенка при их правильном решении самим компьютером, является стимулом познавательной активности детей. Компьютер предоставляет возможность индивидуализации обучения.
«Игры для тигры»
- предназначена для коррекции общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного и младшего
школьного возраста. - позволяет эффективно работать над преодолением нарушений речи при дизартрии, дислалии, ринолалии, заикании, а также при вторичных
речевых нарушениях.
Отличные рисунки, объемное изображение, звуковое сопровождение действий, познавательная направленность упражнений, игровая интерактивная форма подачи
учебного материала и веселый ведущий Тигренок – все это делает программу привлекательной, способствует повышению мотивационной готовности детей к
логопедическим занятиям.
В программе более 50 упражнений, объединенных в четыре тематических блока, представляющих основные направления коррекционной работы: “Фонематика”, “Просодика”, “Лексика” и “Звукопроизношение”.
«Волшебный букварь»
Основная идея этой программы – сделать чтение и письмо увлекательной игрой с «живыми», ‘говорящими’ буквами.
Задания, которые предстоит выполнять ребенку, таковы: найди букву на экране, вставь пропущенную букву в слово, напечатай букву или слово и т.д.
Баба Яга Учится читать
- Методика опережающего обучения.
- Впервые на компьютере азбука в стихах и играх.
- Обучение навыкам чтения на базе занимательных игр.
- Красочная мультипликация и анимация.
- Профилактика оптической дисграфии.
ДЭЛЬФА 142
Тренажер позволяет работать с любыми речевыми единицами от звука до текста, решать логопедические задачи: от коррекции речевого дыхания и голоса до развития лексико-грамматической стороны речи, многократно дублировать необходимый тип упражнений и речевой материал, одновременно с логопедической работой осуществлять коррекцию восприятия, внимания, памяти.
40 упражнений распределены по блокам: звук, буква, слог, слово, предложение , текст.
«Компьютерный практикум для логопедических занятий в начальной школе»
Он предназначен для практической отработки знаний, умений, навыков с детьми 6-10 лет. В состав практикума вошло 20 компьютерных игр и около 1500 дидактических упражнений.
Практикум включает пять разделов:
- Подготовительный.
- Восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи.
- Восполнение пробелов лексико – грамматического развития.
- Развитие пробелов в формировании связной речи.
- Развитие индивидуальных качеств учеников.
Контроль за ходом выполнения игры сопровождается звуковыми сигналами. При правильном действии они более мелодичные, при неправильном – более тревожные.
Но самое главное – это наличие Конструктора урока, благодаря которому самостоятельно строить занятие, выбирая только нужные упражнения, задавая длительность каждого из них.
Основываясь на психологических и физиологических особенностях детей младшего школьного возраста, необходимо отметить, что на данном этапе наиболее результативным является игровое обучение, которое позволяет сформировать новые знания, умения и навыки, вовлекая детей в захватывающий мир игры. Такое обучение возможно при использовании обучающих компьютерных программ.
Максимальный образовательный эффект имеет не столько применение отдельных программ, сколько комплексный подход к обучению с помощью компьютера. Особенно важно, когда у ребёнка есть возможность получать обратную связь: так он, с одной стороны, лучше закрепляет полученные знания и навыки, с другой — дополнительно тренируется в общении. Все эти возможности есть, например, у обучающего курса «Основы компьютерной грамотности» от GeekBrains. Кстати, первое занятие бесплатное.
Компьютерная поддержка должна являться одним из компонентов учебного процесса и применяться там, где это целесообразно.
Другие статьи автора
- Формируем терминологическую культуру у студентов
- Психологические и риторические приемы эффективного общения с обучающимися
- 5 словесных и лингвистических игр на занятиях по русскому языку
- Учебный кроссворд: как и где составить
- Как создать лингвистический интернет-мем для занятий по русскому языку и культуре речи
- Сторителлинг: пример сюжета-квеста для курса "Государственный пожарный надзор"
- 5 книг для тех, кто хочет познать искусство диалога и психологию общения
Статьи по теме
- Психолого-педагогические приемы для развития мотивации у обучающихся старших классов с ограниченными возможностями здоровья на уроках русского языка
- “Ребус-метод” обучения чтению учащихся с интеллектуальной недостаточностью
- Как говорить, если говорить сложно (помощь детям с нарушениями речи)
- Обследование чтения у школьников
- 5 приемов обогащения словарного запаса школьников на уроках русского языка
- Топ-7 сервисов и приложений для изучения русского языка