Преподаватели всех дисциплин должны уметь выявлять у студентов и школьников данный вид нарушения, чтобы вовремя произвести коррекционную работу. Какая дисграфия бывает и как ее распознать читайте в нашей статье!
Когда у взрослого или ребенка выявляются особые сложности в овладении письменной речью, то можно с уверенностью сказать, что это дисграфия. Сложности с письменной речью влекут за собой не только проблемы в изучении лингвистических дисциплин, но и усложняют освоение дисциплин естественно-научного цикла. Например, потеря знаков при решении уравнений, потеря индексов в химических формулах, подмена цифровых значений и т.д. Именно поэтому так важно знать, что же такое дисграфия и вовремя ее выявить!
Дисграфия — специфическое и стойкое нарушение процесса письма, обусловленное отклонениями от нормы в деятельности тех анализаторов и психических процессов, которые обеспечивают письмо.
Виды дисграфии:
Акустическая дисграфия. В ее основе лежат трудности слуховой дифференциации звуков речи, приводящим к частым заменам на письме соответствующих букв (ПОЛОТО вместо БОЛОТО).
Артикуляционно-акустическая дисграфия. Связана со звуковыми заменами в устной речи, которые отражаются на письме. Например, если ребенок говорит ЛАКЕТА вместо РАКЕТА, то так он и пишет это слово).
Дисграфия на почве несформированности анализа и синтеза речевого потока . Ребенок затрудняется в сплошном потоке устной речи выделить какие-то отдельные слова и затем разделить эти слова и звуки (ЦВТЫСТЯТНАСТЛЕ вместо ЦВЕТЫ СТОЯТ НА СТОЛЕ):
- пропуски в словах согласных букв, особенно при их стечении – ТРЕЛА вместо – СТРЕЛА;
- пропуски гласных букв (ТРКТОР вместо ТРАКТОР);
- вставка лишних букв (СТЛОЛ вместо СТОЛ);
- перестановка букв (ТУРБА вместо ТРУБА);
- разделение слова на части (ЛА МПА вместо ЛАМПА).
Оптическая дисграфия. Трудность усвоения ребенком зрительных образов букв, многие из которых кажутся ему похожими.
- замена букв, состоящего из одного количества одинаковых элементов (И и Ш, Ц и Ш, П и Т, А и М), или похожих, но по-разному расположенных в пространстве элементов (В и Д, Б и Д, Ш и Т);
- недописывание элементов буквы;
- «зеркальное» изображение букв.
5. Аграмматическая дисграфия. Несформированность у ребенка грамматических систем словообразования, что, прежде всего, находит отражение в его устной речи, проявляясь в неправильном согласовании слов. Например: ДЕТИ УЧИТСЯ ШКОЛЕ, ГРИБЫ РАСТУТ ПОД ЁЛКИ).
6. Смешанная форма дисграфии. Несформированность не одной, а сразу двух или нескольких операций письма, что значительно усложняет общую картину письма.
Изображение: Designed by Freepik
Другие статьи автора
- Словарно-дидактические игры на занятиях по русскому языку/русскому языку как иностранному
- Дидактические задания на основе "облака слов" в коррекционной работе учителя русского языка
- Два метода работы с терминами на занятиях по русскому языку в вузе
- Мифы воспитания: наука против интуиции (саммари книги По Бронсона и Эшли Мерримен)
- 4 полезных упражнения: учимся правильно задавать вопросы
- Каллиграфия: красивый почерк и развитие речи
- Топ-7 сервисов и приложений для изучения русского языка