Полезно знать: основные виды дисграфии

Cоучредитель портала Eduneo.ru, кандидат филологических наук, доцент, учитель-логопед, лингвист-эксперт, преподаватель РКИ взрослым и детям-билингвам, автор книг и пособий для детей с дислексией
Эксперт: в области русского языка, литературы, методики преподавания, логопедии

Преподаватели всех дисциплин должны уметь выявлять у студентов и школьников данный вид нарушения, чтобы вовремя произвести коррекционную работу. Какая дисграфия бывает и как ее распознать читайте в нашей статье!

Когда у взрослого или ребенка выявляются особые сложности в овладении письменной речью, то можно с уверенностью сказать, что это дисграфия.  Сложности с письменной речью влекут за собой не только проблемы в изучении лингвистических дисциплин, но и усложняют освоение дисциплин естественно-научного цикла. Например, потеря знаков при решении уравнений, потеря индексов в химических формулах, подмена цифровых значений и т.д. Именно поэтому так важно знать, что же такое дисграфия и вовремя ее выявить!

Дисграфия  специфическое и стойкое нарушение процесса письма, обусловленное отклонениями от нормы в деятельности тех анализаторов и психических процессов, которые обеспечивают письмо.

Виды дисграфии:

Акустическая дисграфия.  В ее основе лежат трудности слуховой дифференциации звуков речи, приводящим к частым заменам на письме соответствующих букв (ПОЛОТО вместо БОЛОТО).

Артикуляционно-акустическая дисграфия. Связана со звуковыми заменами в устной речи, которые отражаются на письме.  Например, если ребенок говорит ЛАКЕТА вместо РАКЕТА, то так он и пишет это слово).

Дисграфия на почве несформированности анализа и синтеза речевого потока . Ребенок затрудняется в сплошном потоке устной речи выделить какие-то отдельные слова и затем разделить эти слова и звуки (ЦВТЫСТЯТНАСТЛЕ вместо ЦВЕТЫ СТОЯТ НА СТОЛЕ):

  • пропуски в словах согласных букв, особенно при их стечении – ТРЕЛА вместо – СТРЕЛА;
  • пропуски гласных букв (ТРКТОР вместо ТРАКТОР);
  • вставка лишних букв (СТЛОЛ вместо СТОЛ);
  • перестановка букв (ТУРБА вместо ТРУБА);
  • разделение слова на части (ЛА МПА вместо ЛАМПА).

Оптическая дисграфия. Трудность усвоения ребенком зрительных образов букв, многие из которых кажутся ему похожими.

  • замена букв, состоящего из одного количества одинаковых элементов (И и Ш, Ц и Ш, П и Т, А и М), или похожих, но по-разному расположенных в пространстве элементов (В и Д, Б и Д, Ш и Т);
  • недописывание элементов буквы;
  •  «зеркальное» изображение букв.

5. Аграмматическая дисграфия. Несформированность у ребенка грамматических систем словообразования, что, прежде всего, находит отражение в его устной речи, проявляясь в неправильном согласовании слов.  Например: ДЕТИ УЧИТСЯ ШКОЛЕ, ГРИБЫ РАСТУТ ПОД ЁЛКИ).
6. Смешанная форма дисграфии. Несформированность не одной, а сразу двух или нескольких операций письма, что значительно усложняет общую картину письма.

 

 

Изображение:  Designed by Freepik

Статьи по теме

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *