Что делать, если у вас в классе ученики с дислексией: советы учителю

Aвтор материала: Галина Волосовцева -
Основатель студии «Чудо Дети», учитель со стажем более 10 лет, лингвист, специалист по коррекции специфические нарушения учебных навыков, нейропедагог.
Эксперт: нейропедагогика, дислексия, дисграфия, дискалькулия и диспраксия, психологическая поддержка семей с детьми, имеющими трудности в обучении.
Проект автора: Чудо Дети

Современный учитель работает в условиях инклюзивного образования. При этом только часть ребят имеют официальный статус ОВЗ (особые возможности здоровья), которая позволяет педагогу варьировать учебный план и не предъявлять к ученику высокие требования.

Но, по собственному опыту я могу сказать, что творческому учителю  этого недостаточно. Зная определенные тонкости, ученику можно и нужно помочь,  не затрачивая на помощь и коррекцию слишком много сил и времени.

Я не первый год работаю с детьми с дислексией, дисграфией, дискалькулией, диспраксией  и СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности) и точно знаю, что учитель, в реалиях обычной школы, способен изменить жизнь такого ученика к лучшему.

С чего же следует начать?

С того, чтобы понять, что ребенок  с вышеперечисленными трудностями не лентяй и не невнимательный, как могло бы показаться на первый взгляд.

Если школьник:

  •  пишет неразборчиво, «как курица лапой»;
  • не правильно отсчитывает строки и клетки, пропускает часть листа;
  • тетради могут отличаться грязью, неопрятностью, быть с дырами;
  • некоторые буквы зеркально меняются, прыгают, переставляются местами, повторяются или не дописываются;
  • в математике тоже могут проявляться свои «особенности» – путаются цифры, нет понимания разрядов, решение задач превращается в темный лес;
  • скорость чтения  часто не соответствует возрастным нормам, не формируется понимание прочитанного, отказывается читать.

Все, описанное выше совершенно не обязательно должно быть вместе. Общую картину составляют кусочки пазлов. Зачастую к учебным трудностям присоединяются моторные (неуклюжесть, «руки как крюки», странно держит ручку и ножницы, спотыкается, часто падает, одевает одежду задом наперед, не завязывает шнурки, плохо застегивает пуговицы, теряет вещи).

О навязчивых движениях

Это когда ребенок постоянно ерзает, дергает ногой или чем-то другим, грызет ручки и карандаши, теребит волосы, одежду. Также стоит отметить возможные проблемы с памятью (знания не автоматизируются), речью (тараторит, говорит неразборчиво, не может сформулировать мысль), чрезмерной  чувствительностью (либо слишком остро реагирует, либо замыкается и не идет на контакт).

В результате всего перечисленного могут возникнуть затруднения в общении со сверстниками.

Картина далеко не полная, но, как мне кажется, уже этого вполне достаточно, чтобы учитель узнал некоторых своих подопечных.

Такие особенности восприятия информации связаны со спецификой нервной системы. И это вовсе не значит, что обнаружив у ученика яркий букет специфических  учебных трудностей, его срочно нужно лечить. Нет.

Дислексия (как и возможные сопутствующие явления, названные выше) сама по себе не является болезнью. Однако случается, что она бывает лишь симптомом или следствием других проявлений. В том числе дислексия может проявиться из-за неподходящих данному ребенку методов обучения. Понятно, что  в классе, где обучаются одновременно около 30 учеников, возможности учителя преподносить информацию в индивидуальном порядке сильно ограничены. Поэтому здесь очень важна командная работа коллектива, работающего в классе, и родителей.

Рекомендации для учителя

  • Первым делом, обнаружив некоторые особенности,  учителю стоит понаблюдать, в чем именно они проявляются. Если ошибки и затруднения имеют постоянный, систематичный, аккумулятивный характер, то обязательно нужно вводить в курс дело родителей.

Чем раньше это сделать, тем больше возможностей помочь ребенку адаптироваться и подтянуть его школьные успехи за минимальный срок.

Здесь, конечно, я говорю об учителях начальных классов (а на некоторые особенности можно обратить внимание еще и в детском саду).

  • Провести беседу с родителями. Важно быть очень мягким и тактичным. Рассказать, на что вы обратили внимание. Очень часто мамы тут же начинают припоминать какие-то вещи, которые они также замечали у своего малыша еще в раннем детстве. Однако полагали, что либо само пройдет, либо это какие-то частные индивидуальности в характере и поведении, либо, что ребенок просто не желает делать что-то нормально. В общем, если мама или папа(что случается гораздо реже)  вас услышали, то они с радостью и сами будут дальше искать способы помочь своему ребенку.

А если они поймут, что учитель на их стороне и готов к сотрудничеству в меру своих сил на пользу ребенка, то можно рассчитывать на еще более качественную и успешную коррекционно-вспомогательную работу с их стороны.

  • Посоветовать проконсультироваться со специалистами в данной теме. Хочу вас  предупредить. Поскольку я постоянно работаю и контактирую с родителями по всей нашей страны, то могу с уверенностью утверждать, что пока очень мало специалистов, которые хорошо разбираются в специфике по данной теме.

И даже если родители обратятся и к неврологам, логопедам (дефектологам), то совсем не точно, что им окажут квалифицированную и уместную помощь. Но пробовать все равно стоит. Ведь кто ищет, тот всегда найдет.

Также я знаю, что родители такие новости далеко не всегда встречают лояльно. К сожалению, с эти мы ничего поделать не можем. Но в обоих случаях приложить хоть некоторые усилия со своей стороны для помощи ребенку учитель может. Просто в купе с родителями такая работа может дать потрясающие плоды.

  • Хвалите ребенка. Обеспечьте ребенку посильную моральную поддержку. Не наделяйте его уничижительными эпитетами.

Ведь если учитель позволяет себе колкие замечания в сторону такого ученика, то он однозначно станет мишенью для насмешек одноклассников.

Если находите в себе силы, постарайтесь его хвалить в начале за проделанные усилия (даже если они не увенчались  успехом), потом за то количество правильно выполненных заданий, на которые ребенок был способен. Если есть возможность, то можно отмечать карандашом или ручкой, например, зеленого цвета (так называемый «метод зеленой ручки») красивые и правильно выполненные элементы.

  • Обязательно позволяйте ребятам двигаться на переменах! Инициируйте направленную деятельность, особенно на свежем воздухе, проветривая каждую перемену класс. Также обязателен постоянный доступ к свежей питьевой воде.
  • Отличные результаты дают упражнения на стимуляцию мозжечковой деятельности. Доказано, что после таких упражнений способность к обучению и восприятию информации увеличивается в несколько раз.

-Система упражнений на балансировку.

-Игра разными по весу и объему мешочками. Задача ребенка: поймать их, поочередно подбросить вверх и снова поймать.

-Мяч или грушу подвешивают под потолок. Задача: поочередно отбивать мяч левой и правой руками.

-Мишень на стене. Задача: попасть дротиками в цель с расстояния.

-Отбивание летящего мяча ракеткой, палкой.

-Упражнения с резиновыми мячами, полусферами.

-Стоя/сидя разведение рук в стороны, вверх, вниз, сначала вместе одновременно, затем по очереди.

Поверьте, ваша осведомленность плюс те небольшие усилия, о которых я написала, уже способны многое, а иногда и все!

Статьи по теме

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *