У каждой психической функции есть своя программа развития. Мозг ребёнка созревает гетерохронно: разные функции развиваются в разное время. Коррекционно- развивающие занятия необходимы как детям, не успевающим в школе из-за отставания в развитии отдельных психических функций, так и детям, которые со школьной программой справляются.
Школьные программы усложняются из года в год, не всегда ориентируясь на возрастные и психические особенности ребёнка. В результате даже способные к обучению дети попадают в разряд неуспевающих.
Описанные ниже упражнения подойдут для детей 6-10 лет, в зависимости от подготовленности ребёнка, его индивидуальных и возрастных особенностей. Некоторые упражнения можно применять и для детей-билингвов, слушателей, изучающих РКИ.
Упражнение 1. Найди лишнее.
Приготовьте распечатки стихов, в которые вставлены лишние буквы. Степень искажения может быть разной.
Ребёнок должен найти лишние напечатанные буквы в стихотворениях, вычеркнуть их, а затем прочитать текст. В нашем случае это буквы Ц и Ш.
Упражнение 2.Посчитай буквы и слова
Закрепление понятия о фразе, развитие звукобуквенного анализа и объема слухового восприятия.
Задания даются сначала на слух, а потом подкрепляются зрительно. Взрослый медленно диктует ребёнку предложение, а ребёнок должен сказать, сколько слов в этом предложении.
Маленькая рыжая кошка сидел на подоконнике. (6 слов)
Затруднения могут возникнуть при учёте предлогов. Потом попросите ребёнка посчитать, сколько букв в каждом слове. Затем, например, назвать: какая вторая буква в слове «рыжий», а какая четвёртая? Какая третья буква с конца в слове «подоконнике»? Далее ребёнок записывает это предложение в тетрадь и, подкрепляя анализ зрительно, ещё раз считает количество слов в предложении и количество букв в каждом слове.
Количество слов в предложении нужно записать в скобках в конце предложения. Количество букв в каждом слове указать письменно над ним.
Упражнение 3. Прыжки по квадратам
Развитие умения быстро переключаться, следовать инструкции. Укрепление руки при письме.
Лист бумаги расчерчивается на девять квадратов. В каждом квадрате пишется набор из двух-семи письменных букв или их элементов. Этот набор в каждом квадрате свой. Ребёнок по команде взрослого начинает писать в первом квадрате. Писать нужно целой строкой, не делая пробелов, как одно слово. В какой-то момент взрослый хлопает в ладоши и называет номер другого квадрата. Ребёнок должен быстро начать писать в заданном квадрате.
Через какое-то время ребёнка можно вернуть обратно в первый и другие пройденные квадраты. Он должен быстро сориентироваться, где остановился, и продолжить писать с этой буквы.
Упражнение 4. Цветные карточки
Развитие ориентации в пространстве, относительно своего тела, умение быстро переключаться.
У взрослого в руках четыре цветные карточки. Он показывает их в произвольном порядке и сопровождает инструкцией. Ребёнок должен делать шаги согласно инструкции. Например: «Жёлтая — шаг вперёд, зелёная — шаг назад, синяя — влево, красная — вправо».
Спустя время инструкцию к цвету карточки можно поменять, тем самым сломав стереотип.
Упражнение 5.Сократ.
По команде взрослый и ребёнок начинают записывать названия города, животного, дерева, которые начинаются на букву «С». Даётся 1-2 минуты. Потом нужно перейти к букве «О» и т. д.
Можно использовать один или несколько экземпляров таблицы. Выигрывает тот, кто заполнил все графы в своей таблице.
Другие статьи автора
- Каскадный метод контроля знаний в вузе
- Словарно-дидактические игры на занятиях по русскому языку/русскому языку как иностранному
- Как за 5 минут составить интересный ребус для занятий с детьми или взрослыми
- Психология обучения без ограничения: саммари на книгу Р.В. Майера
- Как легко и просто начать учебный год: мнение экспертов
- ТОП-6 авторских методик изучения английского языка
- Два метода работы с терминами на занятиях по русскому языку в вузе
Статьи по теме
- Диктанты на уроках РКИ: виды, уровни, примеры
- “Ребус-метод” обучения чтению учащихся с интеллектуальной недостаточностью
- Корректируем оптическую дисграфию у младших школьников: примеры игровых упражнений
- 6 компетентностно-ориентированных заданий по литературе (на примере басен И.А. Крылова)
- Формируем смысловое учение у учащихся начальной школы: работаем с текстом на уроке
- Комиксы на уроках разрешаются
- 7 платформ для создания собственного онлайн-курса