Нейроупражнения для преодоления трудностей обучения

Cоучредитель портала Eduneo.ru, кандидат филологических наук, доцент, логопед, лингвист-эксперт.
Эксперт: в области русского языка, литературы, методики преподавания, логопедии

У каждой психической функции есть своя программа развития. Мозг ребёнка созревает гетерохронно: разные функции развиваются в разное время. Коррекционно- развивающие занятия необходимы как детям, не успевающим в школе из-за отставания в развитии отдельных психических функций, так и детям, которые со школьной программой справляются.
Школьные программы усложняются из года в год, не всегда ориентируясь на возрастные и психические особенности ребёнка. В результате даже способные к обучению дети попадают в разряд неуспевающих.

Рекомендуем онлайн-курс “Нейроучитель: как обучать по законам головного мозга?”

Описанные ниже упражнения подойдут для детей 6-10 лет, в зависимости от подготовленности ребёнка, его индивидуальных и возрастных особенностей. Некоторые упражнения можно применять и для детей-билингвов, слушателей, изучающих РКИ.

Упражнение 1. Найди лишнее.

Приготовьте распечатки стихов, в которые вставлены лишние буквы. Степень искажения может быть разной.
Ребёнок должен найти лишние напечатанные буквы в стихотворениях, вычеркнуть их, а затем прочитать текст. В нашем случае это буквы Ц и Ш.

Упражнение 2.Посчитай буквы и слова

Закрепление понятия о фразе, развитие звукобуквенного анализа и объема слухового восприятия.

Задания даются сначала на слух, а потом подкрепляются зрительно. Взрослый медленно диктует ребёнку предложение, а ребёнок должен сказать, сколько слов в этом предложении.

Маленькая рыжая кошка сидел на подоконнике. (6 слов)

Затруднения могут возникнуть при учёте предлогов. Потом попросите ребёнка посчитать, сколько букв в каждом слове. Затем, например, назвать: какая вторая буква в слове «рыжий», а какая четвёртая? Какая третья буква с конца в слове «подоконнике»? Далее ребёнок записывает это предложение в тетрадь и, подкрепляя анализ зрительно, ещё раз считает количество слов в предложении и количество букв в каждом слове.
Количество слов в предложении нужно записать в скобках в конце предложения. Количество букв в каждом слове указать письменно над ним.

Упражнение 3. Прыжки по квадратам

Развитие умения быстро переключаться, следовать инструкции. Укрепление руки при письме.

Лист бумаги расчерчивается на девять квадратов. В каждом квадрате пишется набор из двух-семи письменных букв или их элементов. Этот набор в каждом квадрате свой. Ребёнок по команде взрослого начинает писать в первом квадрате. Писать нужно целой строкой, не делая пробелов, как одно слово. В какой-то момент взрослый хлопает в ладоши и называет номер другого квадрата. Ребёнок должен быстро начать писать в заданном квадрате.
Через какое-то время ребёнка можно вернуть обратно в первый и другие пройденные квадраты. Он должен быстро сориентироваться, где остановился, и продолжить писать с этой буквы.

Упражнение 4. Цветные карточки

Развитие ориентации в пространстве, относительно своего тела, умение быстро переключаться.
У взрослого в руках четыре цветные карточки. Он показывает их в произвольном порядке и сопровождает инструкцией. Ребёнок должен делать шаги согласно инструкции. Например: «Жёлтая — шаг вперёд, зелёная — шаг назад, синяя — влево, красная — вправо».

Рекомендуем дистанционный курс “Дети с трудностями обучения”

Спустя время инструкцию к цвету карточки можно поменять, тем самым сломав стереотип.

Упражнение 5.Сократ.

Расширение словарного запаса

По команде взрослый и ребёнок начинают записывать названия города, животного, дерева, которые начинаются на букву «С». Даётся 1-2 минуты. Потом нужно перейти к букве «О» и т. д.
Можно использовать один или несколько экземпляров таблицы. Выигрывает тот, кто заполнил все графы в своей таблице.

 

Статьи по теме

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *