Диктанты на уроках РКИ: виды, уровни, примеры

Aвтор материала: Елена Чернега Майнерт -
кандидат филологических наук, преподаватель русского языка как иностранного и русского как второго родного в  Народном университете, в школе «Main Schule», Франкфурт-на-Майне.
Эксперт: методика преподавания РКИ, лингвистика, педагогика

Диктанты на уроках РКИ необходимы.  Они помогают развивать фонематический слух, навыки аудирования, формируют графические навыки на русском языке, помогают запоминать материал. А преподавателю диктанты помогают в отслеживании прогресса своих учеников.

Рассмотрим различные виды диктантов, которые с успехом можно использовать на уроках русского языка как иностранного на этапе закрепления и повторения материала.

Некоторые названия диктантов мы «адаптировали» из практики преподавания английского, немецкого и испанского языков.

Традиционный диктант

Уровень: А1 – С1

Вид работы: индивидуальная работа или работа в группах.

Навыки: работа с текстом определённого стиля, умение записывать текст.

Текст диктуется по предложениям, а затем по синтагмам. После записи учащимися текст читается еще раз полностью.

Хорошо провести работу по самопроверке с последующей проверкой преподавателя.

Если работа индивидуальная: дать время на самопроверку.

Если предусмотрена работа в группах: разделить студентов на группы, в которых они комментируют между собой и сравнивают записанный текст.

И при индивидуальной работе, и при работе в группе даем возможность студентам внести исправления самостоятельно. После этого показываем студентам оригинал диктанта и даём возможность исправить ошибки на последнем этапе чернилами другого цвета. Естественно, можно дать задание на дом переписать текст начисто.

Диктант-трамплин

 

Уровень: А1 – С1

Вид работы: индивидуальная работа или работа в группах.

Навыки: работа с текстом определённого стиля, умение создавать текст в соответствии с образцом.

Диктант-трамплин является продолжением традиционного диктанта. Основой этого вида диктанта является текст-образец, выступающий своеобразным «трамплином» для дальнейшей работы студента. Работа проводится в два этапа.

1-й этап: слушайте и записывайте

Это этап традиционного диктанта: преподаватель диктует текст, учащиеся записывают текст, далее проводится проверка и работа над ошибками.

Например, тексты-образцы: Елена Петрова – студентка. Она русская. Она живёт в России, в Москве. Елена учится в экономическом университете на факультете туризма. У неё занятия пять раз в неделю. В понедельник у неё занятия по экономике и английскому языку.

Алекс Болт – менеджер. Он американец. Он живёт в Англии, в Лондоне. Он работает в университете. У него работа пять раз в неделю. В субботу и в воскресенье он не работает.

2-й этап: слушайте и записывайте

Учащиеся  слушают тот же текст-оригинал, но записывают этот текст с информацией о себе. Далее проводится работа с ошибками, как и в традиционном диктанте.

Взаимный диктант

Уровень: А1 – С2

Вид работы: работа в паре

Навыки: умение понять и записать часть текста диктанта, продиктовать часть диктанта своему напарнику, соблюдая ритм и интонационные конструкции.

  1. Разделить студентов на пары.
  2. Раздать ксерокопии с текстом (одному — текст А, другому — тест Б).
  3. Каждый из членов пары читает свою часть текста и объясняет другому непонятные слова.
  4. Каждый из пары диктует свою часть текста. Нужно объяснить студентам, технику диктовки: отчетливо произносить слова, смотреть на своего партнера, соблюдать интонацию. Что должна еще сделать каждая из сторон:

  1. Выполнить совместную работу по проверке.
  2. Можно сделать дополнительное задание: проанализировать грамматическую категорию, найти прилагательные, найти синонимы.

«Стенографический диктант» или диктант для секретарей

Уровень: А2 – С1

Вид работы: индивидуальная работа или работа в группе

Навыки: развитие памяти и способности к реконструкции и воспроизведению речевых конструкций.

Объясняем студентам игровую модель диктанта:

диктующий – начальник, который вызывает к себе секретаря и диктует ему текст. У секретаря нет времени записывать текст полностью, ему неловко сказать об этом начальнику, поэтому он записывает только ключевые слова и выражения. После того, как текст был произнесён, секретарь идёт на своё рабочее место и воспроизводит текст, по возможности близко к оригиналу.

Особенности подачи текста и воспроизведения его студентами:

  • Когда мы только вводим этот вид диктанта, то в роли начальника выступает преподаватель, позже, когда студенты освоятся с этим видом диктанта, в роли диктующего могут выступать и студенты.
  • Зачитывается текст в нормальном темпе речи (замедленный темп возможен только на тех этапах, когда вы знакомите учащихся с этим видом диктанта);
  • Если предусмотрена индивидуальная работа, то каждый из студентов записывает свой текст; если же работа групповая, то каждая группа записывает ключевые слова, затем идёт обсуждение и воспроизведение текста-оригинала. Тексты представляются каждой из групп, совместными усилиями выбирается текст той группы, который наиболее точно соответствует оригиналу.

На начальных уровнях, естественно, используются простые тексты, которые со временем усложняются. Преподаватель может выбирать тексты разных стилей и тематик: классические тексты, заявления, объявления, поздравления с праздниками, записки, медицинские рецепты, газетные статьи.

Например:

Дорогой Иван Петрович!

Поздравляю Вас с Днём рождения! Здоровья, успехов, добра и человеческого счастья!

С уважением,

Ваш ученик Антон Егоров.

Важно:

  • Может случиться, что студенты будут чувствовать себя беспомощно до тех пор, пока не поймут идею этого диктанта: здесь главное научиться записывать ключевые слова и по этим словам восстанавливать первоначальный текст.
  • Так как этот вид диктанта направлен на развитие памяти и способности к реконструкции текста, то лучше всего выбирать структурированные тексты, с лексикой и грамматикой, которая понятна для студента. Например, если это открытка либо деловое письмо, то используются типичная структура (приветствие, введение в тему, основная часть и заключение), а также слова-клише. Сложность и объем текста варьируется в зависимости от уровня студентов.
  • Этот вид диктанта может иметь разные варианты исполнения.

Например, можно дать задание, чтобы студенты точно восстановили текст, либо его приблизительную версию, либо создали свою версию со своими словами.

  • Если работа идет на запоминание и воспроизведение конструкций, то студенты могут начать вести записи только после того, как окончено первичное чтение текста.

Телеграфический диктант

Уровень: А2 – С1

Вид работы: индивидуальная работа или работа в группе

Навыки: работа над морфологией и грамматическими компонентами предложения.

Преподаватель диктует слова каждого предложения с интонацией перечисления, при этом существительные и прилагательные не согласованы между собой, они диктуются в именительном падеже, единственном числе, глагол в инфинитиве, наречия с интонацией перечисления. Студенты должны восстановить предложение полностью, но с правильным падежами, союзами, предлогами.

Например:

  1. Дорогой, Евгений Иванович, поздравлять, вы, день, учитель. Желать, счастье, здоровье, успех, работа, и, уважение, вы, ученик, Антон.
  2. А) из, России, я. Откуда, а, ты? б) из, я, Германии. Вы, откуда, а? Из, я, Австралии.

Грамматический диктант

Уровень: А2 – С1

Вид работы: индивидуальная работа, работа в парах и в группах.

Навыки: работа над грамматическим аспектом (род, число, падеж и т. п.), а также лексикой (синонимы, антонимы и т.п.).

Преподаватель диктует текст, студенты на ходу вносят изменения в текст и записывают уже измененный вариант. На первых порах можно сначала записать текст-оригинал, а затем усложнить и переделывать на ходу. Преподаватель даёт к выбранному тексту задание: например, изменить число, род, время глагола.

Пример: Преподаватель читает первый раз текст, затем начинается запись и к словам, которые преподаватель повторяет дважды, подбираются антонимы.

Полная, весёлая блондинка, которую вся прислуга обожала за её ровный характер и удивительное умение улаживать внутренние междоусобицы (Куприн «Тапер»).

Сначала можно сделать вместе со студентами на доске, далее по парам. Впоследствии можно делить на группы, сравнивать созданные тексты.

Выборочный диктант

Уровень: А2 – С1

Вид работы: индивидуальная работа.

Навыки: работа над морфологией и грамматическими компонентами предложения.

Студенты слушают первичное чтение. Записывают они только определённую информацию.

Например. Слушайте (первое ознакомительное чтение, второе чтение — студенты записывают) и выпишите только вопросительные предложения.

У меня зазвонил телефон.

-Кто говорит?

-Слон.

-Откуда?

-От верблюда.

-Что вам надо?

-Шоколада.

-Для кого?

-Для сына моего. (К. Чуковский).

Творческий диктант

Уровень: А2 – С1

Вид работы: индивидуальная работа или работа в группе

Навыки: работа над морфологией и грамматическими компонентами предложения.

Прослушайте текст, допишите предложения (первое ознакомительное чтение, второе чтение — студенты записывают).

Например:

  • Меня зовут… Мою первую учительницу зовут… Она живет в ….. Сейчас она….. Мне очень нравилось, как она….. и……. Я часто …..
  • Без задних…., брать себя в…., бросать слова на…, вывести на чистую…, делать из мухи….., ждать у моря…
  • Не говори, что думаешь, …. (а думай, что говоришь), доверяй, но … (проверяй); сам себя не похвалишь – …. (никто не похвалит); делаешь дело, …. (думай о деле); не говори гоп, пока… (не перепрыгнешь).

В заключение приведем пример диктанта, который требует от студента не только умения писать, но и нахождение в прекрасной физической форме.

Беговой диктант

 

Уровень: А1 – С1

Вид работы: работа в паре или в группе

Навыки:работа с текстом определённого стиля, умение записывать текст.

На стену в отдалении от пары, которая должна выполнить задания, крепится лист с текстом диктанта. Один пишет, другой бегает или ходит и диктует то, что он прочитал на стене, партнеру. Участники группы могут поменяться ролями в процессе написания диктанта.  Важное – написать текст полностью. Особенность этого вида диктанта: отсутствие предварительного чтения.  Далее дается оригинальный текст, проводится исправление ошибок.

Пример: Отрывок из официального приглашения.

Приглашение

Просим представителя Вашего предприятия посетить нас в удобное для Вас время, чтобы обсудить вопрос о возможностях заключения контракта на следующий год, а также проведение мероприятий по дальнейшему углублению и совершенствованию нашего сотрудничества.

В эту статью не вошли все виды диктантов, но они показывают, что различные виды диктанта на уроках РКИ мотивируют участие студента в учебном процессе, позволяют комбинировать диктант с другими видами работы над текстом, а также оживить рутинные занятия по повторению и закреплению материала.

Статьи по теме

One thought on “Диктанты на уроках РКИ: виды, уровни, примеры

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *