Как изложить учебный материал, чтобы учащиеся его запомнили надолго?
Как заинтересовать школьников этим вопросом, задачей, теоремой?
Что надо сделать, чтобы активизировать учебную деятельность класса?
Советы написана для того, чтобы обратить внимание начинающих учителей на важный аспект их деятельности – психологическую сторону обучения.
Учитель работает с детьми и должен учитывать их физиологические особенности и психологические закономерности.
Основные положения книги
Согласно нейрофизиологической теории, мозг представляет собой совокупность связанных между собой нервных клеток – нейронов, каждая из которых может находиться в возбужденном и невозбужденном состояниях. Нейроны соединены между собой и образуют сложные нейронно-сетевые структуры, определяющие мыслительную деятельность человека.
Как установили ученые, мозг ведет себя подобно микрочастице, находящейся в потенциальной яме. Аналогом координаты является объем знаний, скорость и направление мыслей – аналог импульса микрочастицы. Мозг, как и микрочастица, находится в непрерывном движении. Решение задачи аналогично прохождению микрочастицы через потенциальный барьер. Если задача трудная, а знаний мало (потенциальный барьер высок, энергия частицы мала), то вероятность ее решения (преодоления потенциального барьера частицей) невелика. После решения задачи состояние мозга изменяется – человек начинает думать о чем-то другом, приобретает новые интеллектуальные умения.
При изучении явлений природы на учащегося влияют окружающие явления (среда), учитель, учебные опыты и наблюдения, а также информационные технологии, используемые в процессе обучения.
Для формирования навыка необходимо объяснить последовательность действий учащимся и лишь затем заниматься многократным повторением.
Следует комбинировать традиционные методы обучения с элементами проблемного и развивающего обучения так, чтобы школьник учился получать знания самостоятельно и использовать их на практике.
Схематизация материала
Логико-графическое структурирование – это творческая работа, которая приносит удовольствие, делает учебный процесс интересным и для учителя, и для учащихся.
Чтобы получить схему с высокой гештальтностью, рекомендуется каждое понятие (одно или несколько слов) помещать в рамку, причем одноуровневые и однородные понятия – в одинаковые рамки, а разноуровневые, отличающиеся – в различные рамки.
Текст на схеме должен быть краткий, используемый шрифт – понятным и легко читаемым, размер – достаточно большим.
Рамки с названиями понятий следует соединять линиями со стрелками или без них так, чтобы схема отражала логические (причинно-следственные, генетические или иные) связи между объектами (понятиями).
Одним из способов представления знаний состоит в использовании фреймов (фрейм переводится как кадр, рамка). Каждый фрейм имеет имя и состоит из частей – слотов: Имя фрейма == [слот 1] [слот 2] [слот З] [слот 4].
Подробнее о Фреймах можно посмотреть на канале ТОТпроекта
Запоминание будет наиболее прочным, если задействованы все виды памяти: образная, эмоциональная, двигательная, словесно-логическая.
Высокоинтеллектуальные учащиеся могут иметь низкую креативность, но не бывает креативов с низким интеллектом.
Важным качеством научного мышления является его абстрактность.
Учащийся должен легко рассуждать не только о том, что он в настоящий момент воспринимает органами чувств. К основным формам абстрактного мышления относятся понятия, суждения и умозаключения.
Понятия вводятся с помощью определений, в которых отражаются существенные признаки объекта.
Формирование понятий осуществляется с помощью следующих логических приемов:
абстрагирование,
анализ,
синтез,
сравнение,
обобщение.
Подробнее о формировании терминологической культуры можно почитать в статье Формируем терминологическую культуру
Важное значение имеет опровержение известных лжетеорий, а также логическое обоснование ложности неправильных суждений, высказываемых учащимися.
Развитие науки происходит в соответствии с принципом цикличности.
Полный цикл развития естественно-научных знаний учащихся включает в себя комплексное использование процедур объяснения фактов теорией (теоретическое обоснование) и доказательство теории фактами (экспериментальное обоснование).
Эти процессы являются взаимными, так как, объясняя факт, учитель тем самым обосновывает используемую для этого теорию, согласуя и связывая эмпирические и теоретические знания.
Настоящая книга посвящена важной педагогической проблеме: Как сделать так, чтобы обучение доставляло радость, а не огорчение? К сожалению, нет универсального рецепта, позволяющего повысить результативность обучения, сделать его не в тягость, а в радость.
Мы можем говорить лишь о разнообразных методах, дающих положительный эффект при определенных условиях. Учитель, исходя из конкретной ситуации, должен выбрать и применить подходящий способ обучения.
Другие статьи автора
- Корректируем оптическую дисграфию у младших школьников: примеры игровых упражнений
- Техника вопроса и "фразы-убийцы" в речи (по следам книги Карстен Бредемайер, Райнер Нойман "Мастер словесной атаки")
- Саммари: Бернард Феррари "Умение слушать"
- Дидактические задания на основе "облака слов" в коррекционной работе учителя русского языка
- Применение технологии спонтанного письма на уроках русского языка
- Дисграфия: изучаем письменные работы студентов
- Топ-7 сервисов и приложений для изучения русского языка