-Каникулы и отпуска подходят к завершению. Начинается новый учебный год. Как сгладить “переходный период”, помочь и себе, и своему ребенку? Спросим?
Руководитель онлайн-школы английского языка EnglishDom Максим Сундалов
– Накануне начала учебного года особенно актуально становится тема, как вернуть подростков от состояния отдыха к школьному режиму.
В этом дети и подростки мало чем отличаются от нас, взрослых: после отпуска или длинных выходных нам также тяжело возвращаться в рабочий режим. Опираясь на свой огромный опыт и преподавателя, и руководителя онлайн-школы, я попытался обобщить рекомендации, как максимально облегчить этот процесс.
Старшеклассникам 15-16 лет, как правило, проще адаптироваться после летних каникул. Они уже этот этап проходят не в первый раз, в отличие от деток первых и вторых классов.
Но тут тоже свои нюансы:
Во-первых, подростковый период в основном психологически сложный.
Во-вторых, подростки так безоговорочно не готовы слушать родителей, как малыши, поэтому оторвать их от соцсетей и уложить спать пораньше для урегулирования режима – задача трудная и, скорее всего, менторским способом не решаемая.
Для того, чтобы войти в нужный режим и настроиться на учебный процесс, достаточно недели.
Осень – это не только новый учебный год, но и новый сезон, который несет перемены не только в погоде и одежде, но и в настроении, что для подростков весьма чувствительно.
- Предложите своему ребенку обсудить совместно покупку не только новых канцтоваров, но и одежды, которая ему необходима для школы.
- Возьмите ребенка с собой в поход по магазинам и учитывайте его мнение относительно покупок, которые вы делаете именно для него. Ведь это ему ходить в школу и пользоваться всеми обновками.
- После покупок хорошо вместе зайти в кафе, прогуляться по парку, а заодно попробовать обсудить будущую профессию, поскольку старшекласснику уже следует об этом задуматься.
- Если вам повезло и профессия уже выбрана, стоит съездить в ВУЗ и записаться на подготовительные курсы.
- Сводите ребенка в парикмахерскую, а девочку еще и на маникюр, ведь хорошо выглядеть в первый день школы – хорошее настроение.
- Дома тоже полно дел, которые необходимо сделать до начала учебного года. К примеру, разобрать весь летний хлам в детской комнате и особенно на столе.
- Переберите книги на полке, потому что, скорее всего, половина из них уже не по возрасту. Поговорите о том, какие книги нужны сейчас и по возможности их приобретите, и тоже, разумеется, совместно.
Такие подготовительные хлопоты помогут и вам и вашему ребенку подготовиться и морально и физически к учебному процессу. Главное, все делать спокойно и без спешки, поэтому тщательно спланируйте все эти мероприятия в последнюю неделю каникул.
Руководитель онлайн-школы иностранных языков “Language Life” Юлия Амлинская
Мы все прекрасно знаем, что после длинных летних каникул и отпусков начать заниматься иностранными языками на регулярной основе крайне трудно. Это также связано с огромным количеством разнообразных дел, которые “сваливаются” на нас в сентябре.
Что советую я?
- Возможно, летом вы посетили страну изучаемого языка. Подумайте, как она была прекрасна, как вы замечательно отдохнули. Вспомните, что вы наконец-то (благодаря вашим усилиям и усилиям педагога) смогли общаться с местным населением, понимать вывески и объявления, разбирать слова и фразы в речи. Вы увидите, что сразу с большим удовольствием приметесь за изучение языка прямо с первых чисел сентября. Причём это касается и детей, и подростков, и взрослых.
- Не начинайте в сентябре – начните в середине августа. Не начинайте заниматься сразу помногу, а занимайтесь сначала сами по чуть-чуть – одно видео на языке в день, песня, отрывок из фильма, несколько страниц из интересной книги и т.д. Лучше не браться сразу за учебники и грамматику – у вас будет на это время в течение года. Таким образом мы как бы плавно попадаем в нужный языковой контекст.
Взрослые могут позаботиться об этом сами, так как они осознанно подходят к изучению языков, а детей и подростков можно к этому подвести.
- Не думайте о трудностях в изучении языков, думайте о том, что вы уже можете делать – чему вы научились за прошлый год, что вы можете говорить, писать, понимать. Если вы не были довольны преподавателем (речь идёт о частных уроках), сейчас самое время его сменить. Думайте также о новых возможностях, связанных с изучением данного языка, об открытии вами новых миров, приобретении новых знаний не только языковых, но и культурных, о новых друзьях из разных стран. Помните, что язык всегда привязан к культуре, изучение языков значительно расширяет наши личностные границы.
Безусловно, об этом нужно помнить всегда, но после длительного перерыва это особенно актуально!
Руководители языковой онлайн школы Белый Кролик: Светлана Марченко и Алена Мясникова
Лето – это маленькая жизнь и не только для школьников, но и для взрослых. Летом взрослые ученики реже ходят на уроки, а то и вовсе их отменяют, уезжают в отпуск или на дачу.
Сентябрь наступает как всегда внезапно, и идти учиться все еще не хочется.
Что делать?
- Прежде всего, не надо затягивать с началом уроков: это как окунуться первый раз в летнее море – сначала вода кажется холодной, но стоит нырнуть и уже не хочется из нее вылезать.
- Некоторые студенты неохотно возвращаются к урокам, потому что боятся, что за время перерыва все знания улетучились из памяти. Это не так. Небольшой отдых помогает накопленным знаниям разложиться в голове по нужным полочкам. Первые же занятия это покажут.
- И самое банальное – можно не прекращать уроки полностью, а уменьшить их количество. Многие студенты Белого Кролика так и делают, просто совмещают приятное с очень приятным: занимаются по скайпу в отпуске, сидя в кафе на берегу море, попивают холодный фраппе и делятся со своими преподавателями впечатлениями от отдыха на изучаемом языке.
Безусловно от педагога тоже многое зависит. На заре своей педагогической карьеры мы сталкивалась с ситуацией, когда самые сознательные и усердные взрослые студенты не приходили на первый урок или устраивали саботаж на занятии, так что весь план уроков просто рассыпался.
Сначала расстраивались, но с опытом пришло осознание: не можешь подавить бунт – возглавь его.
Что делать с расслабленными после лета студентами?
- Главное – не пугать. Не надо рассказывать, как много работы их ждет в этот учебный период времени, никто не любит спойлеры.
У нас в Белом Кролике для каждого студента преподаватели выстраивают программу индивидуально и стараются постепенно втягивать своих учеников в процесс. - Это же как спорт: нельзя после долгого перерыва устраивать интенсивные тренировки. Иначе потом будут отваливаться руки и ноги, или, в нашем случае, голова.
На первых уроках нет сложных текстов и грамматики: игры, забавные видео на языке, мемы, обсуждения самых запоминающихся моментов отпуска – все это помогает легко вспомнить язык.
Ощущение, что даже после перерыва все получается, окрыляет и на следующий урок студент приходит с большей охотой.
Преподаватель в онлайн школе иностранных языков “Школа иностранных языков Speak HOUSE” Щепкина Снежана Юрьевна
Любой мыслительный процесс, начиная от освоения интегралов и логарифмов, и заканчивая изучением иностранного языка может показаться очень легким, если помнить о следующем:
- Мотивация. Любой ученик, будь то подросток, школьник или студент должен знать для чего он это делает. И если мы сейчас говорим об изучении иностранных языков, то скажу прямо, что при отсутствии осознанной мотивации изучение любого иностранного языка будет длиться намного дольше.
- Созидательное общение. Помогите ребенку найти такого же увлеченного учебой человека, и если это изучение иностранных языков, то здоровая конкуренция еще никому не повредила. И если такой друг, одноклассник, сокурсник у вас есть, то вместе и учиться веселее, и двигать друг друга вперед будет полегче.
- Разрешите ребенку допускать ошибки. Ошибаться – это абсолютно нормальный процесс, и смущающие его ситуации обязательно будут. Но в независимости от того, сколько он выучил, он должен стремиться достичь большего. И чем чаще он будет это делать, тем быстрее поверит в себя. Ошибки в грамматике и синтаксисе несомненно будут, но главное, когда он привыкнет к новому языку, он перестанет его пугать, и «свой заменит чужого».
- Похвала. В одной мудрой книге сказаны следующие слова: «Похвала окрыляет». Находите любые мелочи, чтобы похвалить учащегося. Помнит одно выученное на прошлом уроке слово – молодец. Сделал домашнее задание – похвалите за проявленные усердие и усидчивость. Сегодня дети гиперактивные и делать домашнее задание для многих это скучная рутина.
В любом случае, на мой взгляд, 50 % успеха зависит от преподавателя. И если преподаватель увлечен своей работой, ищет новые методы и подходы к своей работе, готов к диалогу и открыт к общению, то учеба может стать интересным и захватывающим делом.
А фраза «Buongiorno! Come sta? », сказанная на моем любимом итальянском языке, несомненно, еще не раз отзовется в сердцах моих любимых студентов.
Другие статьи автора
- Педагогическая риторика: тренируем полетность речи
- Полезно знать: основные виды дисграфии
- 4 полезных упражнения: учимся правильно задавать вопросы
- Использование блог-технологий в учебном процессе вуза
- Диктант: специфика применения в техническом вузе
- Формируем терминологическую культуру у студентов
- Дидактические задания на основе "облака слов" в коррекционной работе учителя русского языка