В настоящее время задача развития творческих способностей человека является социальным заказом общества, что обуславливает перенос акцента с передачи преимущественно готовых предметно-дисциплинарных знанИй на организацию их совместной активной познавательной деятельности в учебе и труде.
Статья является заданием Педагогического квеста. Хотите принять участие (бесплатно!)? Читайте задания в нашей группе: EduNeo клуб для преподавателей.
Тесты на творческую активность, составленные психологами, показывают, что нестандартно мыслящих людей среди взрослых около 2%, у семилетних – 17% и у шестилеток – 37% опрошенных .
Иными словами человек должен самостоятельно каждый день заставлять свой мозг работать.
Твоpческое мышление
Под мышлением имеется в виду обработка психикой человека получаемой информации, и установление причинно-следственных связей между предметами, событиями и явлениями окружающего мира.
Психологами был выделен ряд условий, стимулирующих и способствующих развитию творческого мышления:
- ситуации незавершенности или открытости, в отличие от жестко заданных и строго контролируемых;
- создание, разработка приемов и стратегий, предметов и инструментов для последующей деятельности;
- стимулирование ответственности и независимости;
- акцент на самостоятельных разработках, наблюдениях, чувствах, обобщениях.
Развивать творческое мышление – значит формировать и совершенствовать мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение и обобщение, классификацию, планирование, абстрагирование, и обладать такими характеристиками мышления, как критичность, глубина, гибкость, широта, быстрота, вариативность, а также развивать воображение и обладать знаниями разного содержания.
Простые упражнения для развития творческого мышления преподавателя
Упражнение 1. “Слова наоборот”
Находясь в транспорте или на улице, читайте вывески задом наперед. Это будет очень тяжело. Сначала будут получаться только короткие слова, а после вы овладеете способностью к чтению целых фраз!
Для чего: это замечательная тренировка для мозга показывает, что бывают альтернативы. И, попав в проблемную ситуацию, будет легче увидеть другие варианты.
Упражнение 2. “Если бы…”
В любую свободную минуту занимайте свой мозг вопросом: что было бы если бы.
Например, «Если бы я написал книгу, то о чем бы она была?” Затем постарайтесь в двух предложениях объяснить себе, почему именно такой выбор был сделан.
Для чего: эта даст возможность мозгу найти необычный способ решения простой задачи, “разговорить себя”, проанализировать те планы, о которых вы, возможно, забыли. Если вы будете выполнять это упражнение в парах, то есть возможность потренировать внимательность.
Можно в такую игру поиграть дома с супругом, с детьми, с коллегами, с друзьями.
Упражнение 3. “Читаем с конца”
Помимо понятных трудностей с выполнением этого задания, есть еще нюансы.
Для чего: наш мозг привык к тому, что развязка может наступить только при совершении конкретных действий. Но как в жизни, так и в книгах, это не всегда верно. Порой самые неожиданные события приводят к тем результатам, к которым не должны были. Постепенный переход от развязки к предисловию поможет развенчать свои догадки и научиться абстрактному видению ситуации, а также развивает подвижность, гибкость мышления.
Упражнение 4. “Разгадай анаграмму”.
Из перемешанных букв нужно составить слово.
Для чего: развивает возможность быстро находить скрытый смысл, видеть непонятные, на первый взгляд, значения.
Упражнение 5. “Центр – наше дыхание”
Пусть чередование вдохов и выдохов станет центром вашей вселенной на 3-5 минут. Наблюдайте за процессом. Сконцентрируйтесь на своем дыхании.
Для чего: развивает внимательность и умение концентрироваться.
Упражнение 6. “останови внутренний диалог”.
Идя по улице или в метро, в общественном транспорте начиНайте один за другим загибать и разгибать пальцы руки (скажем, левой). Не думайте ни о чём другом. Внутренний диалог моментально останавливается.
конечно, на первых порах неизбежно в голову всё равно будут лезть мотивы песенок и т.д., но очень редко, а потом пройдёт и это. Не то чтобы следует концентрироваться на этом действии — это только отвлечёт вас от важных моментов и действий. Надо постараться сделать так, чтобы за сгибанием и разгибанием пальцев следило некое «второе внимание».
Для чего: десять минут этого упражнения обеспечивают как минимум полчаса внутреннего безмолвия даже после прекращения, что позволит тренировать внимание и научит концентрироваться.
Вывод: тренировки каждый день обеспечат успех и не позволят мозгу расслабиться и заболеть!
Другие статьи автора
- Дидактические задания на основе "облака слов" в коррекционной работе учителя русского языка
- Мифы воспитания: наука против интуиции (саммари книги По Бронсона и Эшли Мерримен)
- Каскадный метод контроля знаний в вузе
- Прием RAFT на занятиях по русскому языку и литературе
- Психологические и риторические приемы эффективного общения с обучающимися
- Техника вопроса и "фразы-убийцы" в речи (по следам книги Карстен Бредемайер, Райнер Нойман "Мастер словесной атаки")
- Лекция-мастер-класс: основные рекомендации
Статьи по теме
- Важно знать: удивительные правила мозга, которые улучшают обучение
- Приемы ТРИЗ-педагогики на уроках развития речи в начальной школе
- 6 простых упражнений на развитие творческого мышления студентов
- Развивающие настольные игры: закрепляем лингвострановедческий материал на занятиях по английскому языку
- 7 кинетических игр на уроках английского языка
- Комиксы на уроках разрешаются
Очень понравилось ! Полезно и вовремя, спасибо
интересно и полезно. спасибо что еще можете посоветовать?