Как отработать исторические понятия на семинарском занятии так, чтобы они надолго остались в памяти обучающихся? Использовать подводящие приемы мнемотехники.
Многие преподаватели считают, что если слушатели поняли то, что им объяснено, то они прочно усвоили материал. Это глубокое заблуждение: разъяснённые преподавателям и понятые обучающимися знания необходимо всемерно закреплять особыми подводящими приёмами.
- Приём «мозгового штурма».
Суть приёма в том, что процесс создания идеи отделён от его оценки. Вначале необходимо установить чёткую цель вида: «в течение 10 минут сформулировать минимум 20 способов решения задачи N».
Например, на занятии по «Истории России» можно дать задание: в течение 2–3 минут сформулируйте 10 причин начала революции 1905–1907 года.
- Приём ассоциаций.
Образ — единица нашего воображения, возникающая при восприятии информации на основе ассоциаций. Учтите: усвояемую информацию надо всегда преобразовывать в образы. Это касается любой информации, будь то даты, формулы, текст, стихотворение, таблица, иностранные слова, имена людей и т. д. Показатели, которые вы получите в таком случае, значительно превзойдут результаты простого зазубривания.
Например, приём ассоциаций легко использовать на занятиях по истории России — «перевертыши»: «последняя капля крови» = кровавое воскресенье; семь = семибоярщина, революция 1917 года; хлеб = блокада; один в поле не воин = Столыпин и т.д.; «прямые»: буржуазия = заводы, деньги; крестьянство = соха; дворянин = земля; Никон = щепоть; Николай II = смерть.
- Приём выделения деталей: суть заключается в том, что в каком-то определённом предмете (образе) мы выделяем несколько деталей. Среднее количество деталей, которое можно выделить в одном предмете, составляет от трёх до семи. Детали при этом должны иметь несходные образы. Иначе можно запутаться или вообще их не запомнить.
Например, предлагаем учащимся выделить детали: «Апрельские тезисы» Ленина. Детали: критика, земли, заводы и фабрики, война, армия, революция.
- Прием “идем от значения”: суть заключается в том, чтобы незнакомое понятие иностранного происхождение наделить знакомым значением (перевести).
Например, рассказывая о времени правления Анны Иоановны и употребляя слово кондиции, следует обратиться к его значению. Кондиция – от лат. conditio – условие. Вопрос аудитории: Почему бумаги, ограничивающие власть императрицы, которые Анна Иоанновна публично разорвала 25 февраля 1730 г., назывались кондиции?
Таким образом, проработав тему с помощью подводящих приёмов, можно оценить усвоенность знаний слушателями и проследить структурно-логические связи между частями изученной темы, применив на этапе контроля метод интеллект-карты, инфографики, кейс-метода и т.д.
Фото: Женский клуб
Другие статьи автора
- Сторителлинг: пример сюжета-квеста для курса "Государственный пожарный надзор"
- Техника вопроса и "фразы-убийцы" в речи (по следам книги Карстен Бредемайер, Райнер Нойман "Мастер словесной атаки")
- Словарно-дидактические игры на занятиях по русскому языку/русскому языку как иностранному
- Дидактические задания на основе "облака слов" в коррекционной работе учителя русского языка
- Как самостоятельно создать "Прописи" для обучающихся
- 5 словесных и лингвистических игр на занятиях по русскому языку
- 5 эффективных приемов терминологической работы