Как обучать подростков: советы, рекомендации, примеры.

Cоучредитель портала Eduneo.ru, кандидат филологических наук, доцент, учитель-логопед, лингвист-эксперт, преподаватель РКИ взрослым и детям-билингвам, автор книг и пособий для детей с дислексией
Эксперт: в области русского языка, литературы, методики преподавания, логопедии

Многие родители и учителя согласятся с тем, что подростковый период крайне сложный. Из-за изменений в психофизиологии послушный и добрый ребёнок чаще всего превращается в грубого, и своим неконтролируемым поведением только отталкивает близких людей. Проблемы также возникают не только в межличностных отношениях, но и в учёбе.

Рекомендуем онлайн-курс “Нейроучитель. Как обучать по законам мозга?” 

Если в первые годы обучения ученик с особым интересом познавал что-то новое, то при переходе в среднюю школу нередко возникают трудности. Под трудностями подразумевается весь комплекс школьных проблем, которые могут возникнуть у ученика в связи с началом обучения в средних классах.

Все эти причины можно объединить в четыре группы факторов:

  • психологические,
  • педагогические,
  • социально-бытовые
  • физиологические.

Психологические факторы:
1) Несформированность отдельных познавательных процессов, неумение управлять ими. Новый материал для таких детей оказывается непонятным или недоступным для осмысления, запоминания или воспроизведения. Сосредоточиться на задании, сравнивать, обобщать и делать выводы удается с трудом. Преобладает механический тип запоминания над смысловым.

2) Недостаточность или нарушение мотивационной сферы. Это одна из самых распространённых причин школьной неуспеваемости. Учебная деятельность становится неинтересной, а отношение к оценкам равнодушное. Порой в этом виноваты сами учителя и родители, ведь во многих школах присутствуют исключительно традиционные методы обучения и упор на отметки. Соревновательный дух, типичные задания, которые не создают проблемную ситуацию и не требуют включения продуктивного мышления — всё это быстро может надоесть подростку. Узнайте больше о важности мотивации к учёбе.

3) Нарушение эмоционально-волевой сферы подростка. Это может проявляться в нарушении социального взаимодействия, снижении целеустремленности, неадекватной оценке своих способностей. Ребёнок быстро утомляется, часто находится в тревожном состоянии.

Педагогические факторы:
1) Стиль общения педагога. От того, как учитель организовывает учебный процесс и как он преподносит материал, зависит усвоение знаний учениками. Конфликты между преподавателями и подростками способствуют усложнению образовательного процесса.

2) Программа, по которой ведётся обучение. Важно следить за тем, чтобы каждый ученик усваивал пройденный материал, и подбирать задания таким образом, чтобы все включались в работу и всем было интересно.

3) Неблагоприятная обстановка в классе. Конфликты с одноклассниками могут повлиять на успеваемость, ведь из-за тревожного или агрессивного состояния усвоение материала будет даваться с трудом.

Для того чтобы сделать учебный процесс максимально эффективным, преподаватели должны понимать, как устроен головной мозг, как он запоминает, обрабатывает, записывает, хранит и вспоминает информацию.

Кроме того, учителя должны знать о том, что структура школьного класса, задания, которые выполняют ученики, слова и эмоции значительно влияют на развитие мозга школьников и манеру их обучения.

Рекомедуем вебинар “13 лайфхаков для нейроучителя или как обучать по законам мозга” 

При организации учебно-воспитательного процесса с подростками важно учитывать, что на их поведение и деятельность оказывает большое влияние мнение сверстников.

Что может сделать учитель:

  • Создавайте положительную эмоциональную атмосферу на уроке. Очень важно, чтобы
    воспитатели и педагоги поддерживали позитивный климат в на занятиях, доверительные и
    доброжелательные отношения с учащимися. Необходимо уметь контролировать свои эмоции,
    быть позитивно настроенным и создавать благоприятную атмосферу на уроке, избегать чрезмерно
    стрессовых ситуаций. Небольшой уровень стресса на занятиях необходим – это мотивирует и
    поддерживает активность учеников. Однако сильных стрессов стоит избегать — они плохо
    сказываются на производительности. Также полезно, и не только в учебных целях, научить
    школьников контролировать свой собственный стресс и прочие негативные эмоции.
  • Возможности эмоциональной методики обучения. Эмоции очень тесно связаны с памятью.
    Мы гораздо лучше запоминаем, когда информация вызывает у нас эмоции. Именно поэтому
    хорошая стратегия нейропедагогики заключается в создании эмоциональных связей с тематикой
    обучения. Эти эмоциональные связи можно создать с помощью определенных задач и
    упражнений, которые эмоционально вовлекут школьников в изучаемый материал. Например,
    можно объединить изобразительное и исполнительское искусство таким образом, чтобы
    активировать эмоции детей и тем самым повысить обучаемость.
  • Изменение динамики урока. Это повысит внимательность подростка. Спокойная фоновая музыка поможет ученикам сконцентрироваться, расслабиться и почувствовать себя комфортно. Естественное освещение также поможет создать оптимальные условия для учёбы: темнота в классе и флуоресцентное искусственное освещение не подойдут.
  • Возможности смыслового обучения. Ключевым для долговременного оптимизированного
    запоминания и поддержки мотивации является понимание учащимися полезности получаемых
    знаний. Смысловое обучение помогает применять знания в реальной жизни, ответить на вопрос:
    «Зачем мне это нужно?»
  • Давайте обратную связь. Обратная связь играет важнейшую роль в процессе нейропедагогики и обучения. Давать обратную связь, другими словами, похвалить и указать на то, что можно сделать лучше – основа для учебной ориентации школьника. Поставить оценку и выделить ошибки красным цветом недостаточно. Необходимо хвалить и корректно объяснять ошибки. Тем самым мы мотивируем учащихся и даём конкретные рекомендации по повышению успеваемости.
  • Обращать внимание на качественную сторону обучения. Прохождение материала должно быть организовано без спешки, чтобы каждый ученик смог разобраться в теме. Упор на количественное прохождение заданий ведет к школьной неуспеваемости и потере мотивации.
  • Образовательный процесс должен быть построен таким образом, чтобы отметки не были главной составляющей всего обучения. Не стоит афишировать успеваемость учеников перед всем классом. Однако, если между одноклассниками не присутствует соревновательный дух, учитель может публично похвалить кого-то за успехи.

В заключение хотелось бы отметить, что правильное обучение подростка не только облегчит работу учителю и родителям, но и поможет самому ребёнку не выбиваться из колеи и пройти этот путь без лишних проблем.

Статьи по теме

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *