Игры на уроках РКИ: продвинутый этап обучения

Aвтор материала: Азарина Лидия Евгеньевна -
кандидат филологических наук, Центр международного образования МГУ имени М.В. Ломоносова

Игровые задания являются важной составляющей процесса обучения языку. Игры можно разделить на соревновательные и нацеленные на сотрудничество, совместную работу. При обучении иностранному языку второй тип предпочтительнее, поскольку необходимость соревноваться и ограниченность во времени мешают сосредоточиться на том, чтобы правильно использовать грамматические формы.

Далее мы рассмотрим более подробно некоторые виды игр. Речь будет идти преимущественно об играх для продвинутого этапа обучения, хотя некоторые из них вполне могут быть адаптированы для любого уровня.

«Докажите или опровергните»

Следующая игра также основана на принципе сбора информации. В карточках, которые получают студенты, содержатся разного рода утверждения. Например:

  • Большинство людей любит спорт. Самый популярный вид спорта – футбол.
  • Люди больше любят кошек, чем собак.
  • Большинство людей предпочитает жить за городом.
  • Все читали «Войну и мир».
  • Ни один человек из этой аудитории никогда не лежал в больнице со сломанной ногой.
  • В классе есть человек, который никогда не плавал в море.
  • Никому не нравятся фильмы ужасов.

Задача – опросив всех людей в группе, собрать достаточно информации для того, чтобы опровергнуть или доказать каждое высказывание, приведя аргументы.

Эта игра очень удобна для включения в нее какого-либо грамматического задания.

К примеру, можно отработать степени сравнения прилагательных и наречий, предложив такого рода утверждения: «Люди считают, что собаки добрее кошек», «Один человек в классе выше, чем его отец» и т. п.

«Попробуй это»

Следующая шуточная игра также проводится в группах по 3-4 человека. Студенты получают список проблемных ситуаций и картинки с изображением разных предметов: топор, вилка, камень, щипцы, жвачка, бумага, солнечные очки и т. д.

  • У вас есть бутылка хорошего вина, но нет штопора.
  • Раковина на кухне забита.
  • Ваше кольцо упало в кастрюлю с кипящей водой.
  • Вы случайно бросили очень важные документы в камин.
  • Вы не можете попасть в свой дом, потому что дверь захлопнулась, а у вас нет ключей.
  • В ванной протекает труба, вода капает на пол.
  • Соседская собака воет по ночам и мешает вам спать.
  • Вы хотите сделать подарок девушке, но у вас нет денег.

Задача – решить, какой инструмент лучше всего подходит для решения той или иной проблемы и почему. Поощряется выдумка и фантазия. Игра пройдет намного веселее, если преподаватель сможет принести все эти предметы на урок. После того как обсуждение в группах закончено, один человек из каждой группы идет в другую группу, чтобы сравнить разные пути решения:

На данном материале можно повторить и отработать:

а) конструкции с выражением целевых отношений: «Чтобы вода в ванной не текла, можно использовать жвачку»;

б) творительный (инструментальный) падеж: «Бутылку вина я буду открывать вилкой, а не топором»;

в) сравнительные конструкции: «Вилка лучше топора, потому что у нее есть зубцы»; г) использование наречий «слишком» и «недостаточно»: «Топор для этого слишком большой», «Щипцы недостаточно длинные».

 

«Комната 101»

Это пример игры-дискуссии. Изначально этот образ – из романа Джорджа Оруэлла «1984». В романе комната 101 – место, где людей пытали их собственными кошмарами. Существует одноименное английское комическое телешоу. Участники этой передачи говорят о вещах, которые они больше всего не любят и от которых хотят избавиться. Такие вещи можно отправить в комнату 101, запереть там и оставить навсегда.

Учащимся предлагается познакомиться с топ-листом наиболее досаждающих человечесту вещей, среди которых: учителя математики; взрослые, которые читали Гарри Поттера; дети с мобильными телефонами; «Битлз»; 19-летние девушки; мужчины с бородой; журналисты; рэп; телеевангелизм; медузы; крысы; аэропорты; футбол; песни у костра; планшетные компьютеры.

Этот список обсуждается, каждому предлагается высказать свое мнение примерно в такой форме: «Я согласен отправить в комнату 101 то-то, потому что…» или «Я считаю, что мир надо избавить от того-то». В зависимости от выбранной модели в игре будет активно использоваться винительный или родительный падеж.

После этого учащимся предлагается дополнить этот список новыми предметами и явлениями и аргументировать свою нелюбовь к ним. Каждый пример также коллективно обсуждается. Если большинство соглашается отправить обсуждаемую вещь в комнату 101, можно считать, что мир от него избавлен.

«Очевидцы»

Это пример поисковой игры. Суть этого типа игр заключается в том, что изначально каждый участник владеет частью информации. Цель игры – с помощью максимального количества полученной информации выполнить ту или иную задачу. Эта задача может быть у каждого своя или общая на группу.

Например, согласно сюжету игры, пропала девушка Алиса. Каждый из студентов видел ее в то или иное время, о чем говорится в текстах, которые они получают. Например, «Вчера вы видели Алису на парковой улице. Вы помахали ей рукой. Она несла большой букет цветов и шла в сторону больницы». Помимо текстов у каждого участника игры есть карта.

Задача – восстановить маршрут передвижения пропавшей девушки и определить ее местопребывание.

«Каким вы были в прошлом»

Студенты получают карточки с описанием обстоятельств жизни, характера и привычек разных людей. В группе должно быть четное количество человек, потому что каждой истории «в настоящем» соответствует определенное «прошлое». Студенты должны найти свои пары, рассказывая друг другу о своем герое, но не называя имени. После того как пара найдена, студенты обсуждают, какие перемены произошли в жизни их героя.

Например, существует некий Вася Васин. Его жизнь делится на два периода – 90-е годы и настоящее время. Студент, которому досталась роль Васина 90-х годов, читает такую историю:

Когда будет найден человек, представляющий Васю Васина в настоящем, обнаружится, что герой немало изменился.

 

Статьи по теме

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *