21 век – это век информационных технологий, новых решений, интересных подходов. Детей становится все труднее и труднее удивить и заинтересовать.
Поэтому учитель постоянно находится в поиске новых интерактивных и эффективных методических средств, идей и подходов, которые будут способствовать повышению познавательной активности учащихся.
Лэпбук (lapbook, lap – колени, book – книга) – в переводе с английского значит «наколенная книга».
Лэпбук – это тематическая или интерактивная самодельная папка, содержащая множество кармашков, подвижных деталей, открывающихся окошек, мини-книжек, которые ученик может доставать, перекладывать, складывать по своему усмотрению.
С одной стороны, лэпбук вызывает интерес, а с другой – это способ обобщить информацию в компактной форме.
Тематическую папку мы делаем, как и в 6 классе (в Латвии это первый год обучения русскому языку как иностранному), так и в 12 классе.
В основной школе совместная деятельность учителя и ученика, а в средней школе это вариант самостоятельная работа.
Темы для лэпбуков могут быть разнообразны:
Например, можно взять общую тему «Времена года», а можно сделать папку по конкретному времени года. Можно сделать серию лэпбуков по грамматике или известным людям.
Как сделать лэпбук?
Лэпбук делается несколько уроков. Последовательность действий:
- Сначала надо продумать план (что должно быть в папке);
- нарисовать макет (как это всё расположить);
- обдумать вид всевозможных кармашков или мини-книжек;
- самое сложное – отобрать и скомпоновать информацию по выбранной теме.
Интерактивные части:
- стандартные кармашки;
- обычные и фигурные конверты;
- кармашки-гармошки;
- кармашки-книжки;
- окошки и дверцы;
- вращающиеся детали;
- высовывающиеся детали;
- карточки;
- теги;
- стрелки;
- пазлы;
- чистые листы для заметок и т.д.
Лэпбуки бывают разных форм и размеров. Всё зависит от вашей фантазии и креативности.
Для создания лэпбука можно использовать как уже готовую картонную папку, так и плотный цветной лист формата А3, или склеить между собой 3 разноцветных картонных листа.
Вам также понадобится клей, ножницы, цветная бумага, принтер, письменные принадлежности (разноцветные ручки, карандаши, маркеры, фломастеры и т. д.).
Важно научить учеников создавать лэпбук, а не давать им уже готовый материал.
Работа над созданием лэпбука должна учить анализировать, обрабатывать и систематизировать то, что ученики знают и что им нужно знать. Кроме этого развиваются при этом творческие способности, и поддерживается интерес к обучению.
Зачем делать лэпбук в школе?
- Ученики чувствуют себя более мотивированными к учёбе, когда они вовлечены в процесс обучения.
- Лэпбук подходит для группового обучения, что развивает коммуникативные способности, рождающиеся в диалоге.
- Такой вид работы научит самостоятельно собирать и организовывать информацию по определённой теме.
- Это прекрасный способ повторения пройденного. В любое время можно открыть свою тематическую папку и повторить пройденное.
Как только вы поймёте основы создания лэпбука, вы сможете легко спланировать свою собственную тематическую интерактивную папку по любой теме и использовать её для закрепления и повторения пройденного материала с детьми и взрослыми.
Статьи по теме
- Визуальное будущее и роль учителя в нем, или 8 трендов визуализации на 2019 год
- 11 идей подарков на Новый год для преподавателей
- Цветотерапия или взбодри себя красным одеялом
- Интерактивные рабочие листы как новый способ познавательной активности детей (на примере поиска весеннего пробуждения природы)
- Образовательный маршрут «Милой мамочки портрет» как форма семейного досуга
- Играем на уроках русского языка: интернет-лото как инструмент интерактивности