Формирующее оценивание в ходе занятия: четыре простых приема

Cоучредитель портала Eduneo.ru, кандидат филологических наук, доцент, учитель-логопед, лингвист-эксперт, преподаватель РКИ взрослым и детям-билингвам, автор книг и пособий для детей с дислексией
Эксперт: в области русского языка, литературы, методики преподавания, логопедии

Одним из важнейших аспектов педагогической деятельности является оценка  результатов, которая показывает успешность усвоения знаний в ходе занятия.

Причем, эта оценка должна стать средством мотивации обучающегося .

Что же такое формирующее оценивание?

Формирующее оценивание – оценивание, осуществляемое в процессе обучения, когда анализируются знания, умения, ценностные установки, а также поведение обучающихся, дается обратная связь по итогам обучения. Результаты ученика сравниваются с его предыдущими результатами. Происходит мотивирование обучающихся, постановка образовательных целей и определение путей их достижения.
Такое оценивание должно соответствовать особенностями класса и изучаемого предмета, а также личными нуждам преподавателя.

Подробнее об инструментах оценивания на вебинаре “15 инструментов эффективного преподавания”

 Приемы формирующего оценивания

  • Сигналы руками

Преподаватель просит обучающихся, особенно во время лекционных занятий, показать рукой понятен или не понятен тезис, утверждение, понятие, материал.

Варианты сигналов:
“Я понимаю и могу объяснить сам” –  пять пальцев руки вверх.

“Я все еще не понимаю” – указательный палец вверх.

“У меня есть сомнения в  правильности понимания” – обе руки вверх

Выбирается оптимальный темп занятия. 

  • Речевой образец

Учитель периодически дает обучающимся речевые образцы (выражения, подсказки), помогающие строить ответ.
Например, «Основной идеей  является …, потому что …».
Речевой образец предъявляет в письменной или устной форме. Ответ учащегося – в устной форме.
Преподаватель оценивает метапредметные и предметные результаты и анализирует, как слушатели понимают основные идеи, логику выполнения задания.
  • Перевод информации

Во время занятия преподаватель дает какой-то блок материала, а потом делает паузу и просит обучающихся передать этот материал с помощью картинки, таблицы, интеллект-карты, схемы.
Или же дает схему, таблицу, интеллект-карту график на доске и просит перевести этот материал в текст.

Преподаватель оценивает предметные и метапредметные результаты и выявляет уровень понимания материала, умения переводить один вид информации в другой.
Для того, чтобы научиться правильно задавать вопросы и выстраивать алгоритмы работы со сплошным и не сплошным текстом, можно посетить Мастер-класс “Функциональное чтение”
  • Я-учитель

Самый простой прием. Ученика ставим на место учителя. В течение занятия эту роль попеременно передаем то одному, то другому ученику.

Слушатель объясняет классу термин, теорему, задание, которое надо выполнить. Особенно хорошо работает в лекционном потоке, когда преподаватель останавливает свой монолог словами: “Повторите, пожалуйста, последнюю мысль”?
Устная форма оценивания.
Формирующее оценивание требует каждодневного кропотливого труда, но зато приносит хороший результаты. 

Статьи по теме

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *