Творческие игровые задания – это задания, предлагающие сочинение связных и желательно остроумных текст, соблюдая разнообразные сложные условия. Ценный результат таких заданий – исчезает страх перед сочинительством.
Приближают к положительному результату применение на занятиях Кубиков историй и владение методом Сторителлинга.
Но начать можно с самых простых творческих заданий.
Круговая порука
Время: запас времени 20 минут.
Нужны: ручка и бумага.
Максимум: 15 человек.
Суть задания: желательно сесть в круг, во всяком случае, каждый ученик должен знать, после кого он вступает.
Необходимо сочинить рассказы по кругу. Сочиняются одновременно столько рассказов, сколько участвует игроков.
По команде учителя каждый записывает на своем листке первую фразу будущего рассказа.
Затем ведущий командует: «Передали», и каждый передает свой листок соседу, например, по часовой стрелке.
Учащиеся читают попавшие к ним фразы и пишут свои, связанные с предыдущими по смыслу. Потом по команде ведущего опять передают листки и т. д.
Разумеется, с каждой следующей фразой задача учеников усложняется — увеличивается объем текста, который нужно продолжить, поэтому учитель постепенно увеличивает время на работу — примерно на 20—30 секунд. Листки передают до тех пор, пока они не сделают полный круг. За одну-две фразы до окончания рассказа учитель предупреждает о приближении к финалу, чтобы игроки могли эффектно закончить рассказы. Игра завершается тем, что ученики рассказы читают вслух и выбирают самые удачные.
Варианты игры:
- Можно задать жанр рассказа, например, детектив или мелодраму.
Учащиеся должны придерживаться избранного жанра и отвергать чужеродные фразы. В результате получается забавная пародия. За основу можно взять общеизвестный сюжет сказки, фильма и сочинить по нему Триллер, официальный отчет или приторное нравоучение для детей.
Жанр может быть задан и более узко: описываем пейзаж, портрет, создаем диалог, инструкцию по использованию фантастического прибора и т. п.
- Все учащиеся выбирают себе «ключевые» слова или выражения, которые употребляют всякий раз, когда очередь дойдет до них. После первого круга это становится особенно весело, потому что каждый старается «подготовить» своему соседу сюжет так, чтобы тому пришлось проявить больше изобретательности.
- Сочиняйте с конца. Первый учащийся говорит: И на этом все разошлись, второй: Он объяснил им, как было дело, и заверил, что опасности больше нет и т.д., к началу рассказа. Очень помогает детям слишком серьезным, стремящимся все-все делать «как надо».
- Интересно попробовать спародировать манеру некоторых людей совершенно некстати рассказывать что-нибудь «кстати». Для этого каждый игрок, кроме фразы, продолжающей рассказ, должен сообщить что-нибудь «кстати», зацепившись за любое слово в своей фразе,
Например: И они в ужасе побежали прочь. Кстати, бег очень полезен для здоровья и помогает предотвратить инфаркт.
Следить за связностью рассказа в этих условиях становится гораздо труднее, но зато сам рассказ получается очень смешным. Может быть, кому-то эта игра поможет избавиться от досадной привычки.
- Сложный вариант для хорошо подготовленной группы — сочинять одновременно рассказы разных жанров, для этого в верху листочка нужно указать жанр, в котором должен быть выдержан рассказ. После игры рассказы оцениваются и с точки зрения этого условия.
“Сериал” (Петрановская Л. “Игры на уроках русского языка”)
Суть игры “Сериал”: играть можно в течение всего учебного года, тратя на это 10 минут в неделю. Для начала игры учителю нужна красивая толстая тетрадь.
Учитель объясняет условия игры: «Мы с вами начинаем создавать сериал. С сегодняшнего дня каждый понедельник я буду давать одному из вас вот эту тетрадь. За неделю тот, кто получит тетрадь, должен написать в ней свою серию так, чтобы продолжить и развить сюжет сериала. Вас в классе тридцать два человека, значит, наш сериал будет состоять из тридцати двух серий. На каждом авторе лежит большая ответственность, ведь под его сюжет будут подстраивать последующие серии. Все остальные могут помогать автору очередной серии советами, идеями, но решать, именно появится в тетради, будет только он. Каждый понедельник мы будем начинать урок с чтения очередной серии. После этого тетрадь передается следующему автору. К концу учебного года у нас получится, я надеюсь, очень интересное произведение. Кто хочет начать?»
Единственное строгое условие — нельзя писать ничего обидного про других играющих.
В конце года, когда сериал будет закончен, желательно общими усилиями (но при минимальном участии учителя) отредактировать и «издать» его.
Тесты могут стать основой для изложений, диктантов, сочинений, упражнений.
Именно с этого задания и началось увлечение моих студентов текстовыми словесно-ролевыми играми и форумными ролевыми играми. Суть одна – форматы разные. Поэтому можно создать форумную тему в группе ВКонтакте и проложить играть в интернете, привлекая сторонних участников.
Текстовая (форумная) ролевая игра – игроки описывают в виде текста действия своего персонажа, сообщают, что он сделал, куда направился и пр. Надо не забывать, что у любой образовательной текстовой игры должна быть цель. Разрешается в образовательном формате исправлять речевые ошибки, грамматические и стилистические ошибки.
Пример текстовой словесной игра, из которой впоследствии получился миниобразовательный квест для отработки знаний в области пожарного надзор, в основу которой легла история “О любви из жизни молодого специалиста государственного пожарного надзора”.
Творческие задания дают огромный простор для фантазии и учеников, и учителя, важно только, чтобы задания были, с одной стороны, достаточно сложными, с другой — совершенно понятными.
Другие статьи автора
- Полезно знать: основные виды дисграфии
- 5 упражнений для развития творческого мышления
- Два вида учебных вебинаров
- Психологические и риторические приемы эффективного общения с обучающимися
- Три упражнения на коррекцию дисграфии
- 4 приема работы с историческими понятиями
- Игры-упражнения для коррекции дисграфии и дислексии: для детей и взрослых
Статьи по теме
- Сторителлинг: пример сюжета-квеста для курса “Государственный пожарный надзор”
- 5 словесных и лингвистических игр на занятиях по русскому языку
- Словесные игры на уроках русского языка
- Ролевая игра по фрагментам фильма “Питер FM” на уроках русского языка как иностранного
- Бесценные помощники: комиксы Херлуфа Бидструпа на уроках русского языка как иностранного