В настоящее время особенно остро стоит проблема обучения школьников различным способам мыследеятельности, которая позволяет не просто действовать по образцу или шаблону, а мыслить самостоятельно на основе имеющихся способов.
Отметим, что к познавательным умениям относится и умение ученика работать с информацией, в том числе с текстами,
позволяющее формировать идеального мыслящего читателя, использующего обобщенные способы освоения предметного содержания, что дает им возможность применять их в нестандартных жизненных ситуациях.
Обозначим необходимые детские действия:
- вычитывать детали (единицы информации), впрямую упомянутые в тексте;
- делать прямые умозаключения из этой информации;
- интерпретировать и интегрировать отдельные сообщения текста;
- оценивать содержание, язык и форму всего сообщения и его отдельных элементов.
Идеальным читателем может стать тот ребенок, который не просто удерживает смысл текста, но и умеет производить с ним (текстом) различные мыслительные виды деятельности.
Это напрямую достаточным образом соответствует уровням таксономии Б. Блума
Понятие «мыслящий читатель» – возможность младшего школьника самостоятельно выбирать способы действия с информацией, представлять результат собственной работы. Если говорить на языке деятельности, то мыслящий читатель сможет осуществлять поиск информации, вычленять и фиксировать нужную информацию, систематизировать и
сопоставлять, анализировать и обобщать информацию, интерпретировать и преобразовывать
ее, оценивать.
В практике выполнения детских действий младший школьник должен научиться выполнять учебные задачи сначала под руководством педагога, а затем самостоятельно.
Важно, чтобы различные формы представления текста, например, таблицы, схемы, диаграммы и прочее, давались не только в качестве иллюстраций вербально-описываемым явлениям, закономерностям, законам и теориям, но и требовали осмысления их формы.
Не менее значимым представляется введение подобных текстов в познавательные задачи, при решении которых необходимы интерпретация текстов, отклик на них, рефлексия и оценка.
Подробнее по работе с функциональным чтение на занятиях с детьми-инофонами можно узнать на вебинаре “ФЧ для дете-инофонов”
Такты работы с текстами
1 такт – предполагает работу педагога под его руководством в сопровождении обучающихся в поиске информации в представленном тексте.
2 такт – дает возможность обучающимся самостоятельно работать с несплошным текстом, используя ранее сформированные навыки вычитывания информации.
3 такт – способствует организации работы по выявлению сходства и различия в представленных форматах несплошного текста.
Пример работы с несплошным текстом
Объектом несплошной информации является билет на междугородний автобус.
Первый такт работы.
Учебная задача: «Рассматривая билет, постарайтесь ответить на вопросы». Далее учитель задает вопрос или группу вопросов под каждую группу заданий.
Вторая группа заданий: формулирование выводов на основе фактов, имеющихся в тексте
Задание 1. Определи, сколько времени было у пассажира с момента покупки билета до его посадки в автобус?
Задание 2. Из какого города выезжал автобус? Какова конечная остановка?
Третья группа: интерпретация и обобщение информации.
Задание 1. Какие номером закончится купленный билет последнего пассажира, если известно, что данный билет приобрел шестой пассажир, а вместимость автобуса составляет 34 места?
Четвертая группа: анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста.
Задание 1. Составь текст СМС сообщения, чтобы пассажира встретили в пункте прибытия.
Задание 2. Заполни таблицу необходимой информацией из билета.
Второй такт работы.
Необходимо дать возможность младшим школьникам самостоятельно на другом несплошном тексте добыть информацию как в явном виде, так и в скрытом.
Здесь уместен вопрос учителя: «Какую информацию вы можете найти в билете?»
Ниже мы приводим пример разных автобусных билетов. Задания школьники могут выполнять в группах. В этом случае таблица заполняется группой, а затем рассматриваются варианты выполненных работ в группах.
Третий такт работы.
Третьим тактом становится работа с двумя автобусными билетами, желательно междугородними.
Важным в решении этой учебной задаче становится нахождение общих данных и фактов и выявление разницы в билетах. Ключевой информацией становится при сравнении выявление двух разных данных, которые позволяют прийти к выводу, что путешествует мама с ребенком.
Обучающиеся должны выйти на следующие выводы: тип билета является междугородним, в поездке путешествует взрослый и ребенок, пассажиры сидят на соседних местах. Проблема заключается в выдвижении предположения о разнице стоимости билетов.
Именно такая работа с информацией, направленная на развитие умения преобразовывать и обобщать информацию, позволяют систематизировать знания детей, повышать успеваемость, учить детей мыслить.
Статьи по теме
- Формируем смысловое учение у учащихся начальной школы: работаем с текстом на уроке
- Как сформировать просмотровое чтение у учащихся
- Проблемные вопросы на интегрированных уроках литературы
- Работа с несплошными текста как способ развития навыков функционального чтения
- Приемы работы с несплошным текстом на уроках русского языка
- Короткие аутентичные видеоматериалы на занятиях РКИ