Игровые методы и приемы направлены на повышение интереса, положительных эмоции, они помогают концентрировать внимание на учебной задаче, которая становится не навязанной извне, а желанной, личной целью. Решение учебной задачи в процессе игры сопряжено с меньшими затратами нервной энергии, с минимальными волевыми усилиями.
Любая логическая задача на смекалку, для какого бы возраста она не предназначалась, несет в себе определенную умственную нагрузку, которая чаще всего замаскирована занимательным сюжетом, внешними данными, условием задачи и так далее.
Что такое ребус?
Ребусом называется загадка, состоящая из изображений разных предметов (часто вперемежку с буквами, цифрами и музыкальными нотами), названия которых не обозначают понятий, выражаемых подлежащими разгадке словами, но сходны с ними по произношению или созвучию (без всякого отношения к правописанию).
Ребусы тренируют память, обостряют сообразительность, вырабатывают настойчивость, способность логически мыслить, анализировать и сопоставлять.
Ребус — загадка, в которой искомое слово или фраза изображены комбинацией фигур букв или знаков (Ожегов С.)
Суть ребуса — загадка, сформулированная в виде рисунка (либо фотографии) в сочетании с буквами, цифрами, знаками, символами, фигурами.
Решить ребус — значит “перевести” всё, что он содержит, в буквы, составляющие осмысленное слово или предложение.
Требование к ребусу
- Ребус должен иметь решение, причём, как правило, одно. Неоднозначность ответа должна оговариваться в условиях ребуса. Например: “Найди два решения этого ребуса”.
- Загадываемое слово или предложение не должно содержать орфографических ошибок.
- Если в ребусе загадывается одно слово, то оно должно быть, как правило, именем существительным, причём в единственном числе и в именительном падеже. Отклонение от этого правила должно быть оговорено в условиях ребуса (например: “Отгадай причастие”).
- Если загадывается предложение (пословица, афоризм и т. п.), то в нём, естественно, могут быть не только имена существительные, но и глаголы, и другие части речи. В этом случае условия ребуса должны содержать соответствующую фразу (например: “Отгадай пословицу”).
- Ребус должен составляться слева направо.
- При составлении ребусов всегда учитывайте целевую аудиторию.
Как составлять и разгадывать образовательные ребусы
Простые правила:
- слово или предложение делится на такие части, которые можно изобразить в виде рисунка;
- названия всех изображённых на рисунке предметов нужно читать только в именительном падеже;
- если предмет на рисунке перевернут, его название читают справа налево;
- если слева от рисунка стоят запятые (одна или несколько), то не читаются первые буквы слова. Если запятые стоят после рисунка, справа от него, – не читаются последние буквы;
- если над рисунком изображена зачёркнутая буква, ее надо исключить из названия предмета;
- если над рисунком стоят цифры, буквы следует читать в указанном порядке;
- если рядом с зачёркнутой буквой написана другая, ее следует читать вместо зачёркнутой. Иногда в этом случае между буквами ставится знак равенства;
- если часть слова произносится как числительное, в ребусе она изображается цифрами и числами (О5 – опять; 100Г – стог);
- если у рисунка нет никаких дополнительных знаков, следует учитывать только первую букву названия изображённого предмета;
- многие части зашифрованных слов обозначают соответствующим расположением букв и рисунков. Слова, в которых есть сочетание букв на, под, над, за, можно изобразить с помощью размещения букв или предметов одного над другим или за другим. Буквы С и В могут стать предлогами. Если буква составлена из других букв, при чтении используется предлог из.
Когда можно использовать ребусы в преподавании?
- На этапе закрепления материала. При этом обучающиеся не просто воспроизводят знания в том виде , в каком они были усвоены, а трансформирует, преобразовывает их, учится оперировать ими в зависимости от игровой ситуации.
- На этапе самостоятельной работы обучающихся. Организация активного самостоятельного поиска, нахождения и использования научной информации.
- На этапе переключения и активизации внимания (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля).
Метод ребусов используется:
В обучении чтению дошкольников – Ребус-метод Льва Штернберга,
В обучении взрослых – ребусы по Анатомии для студентов первого курса обучения в качестве дополнительного средства проверки знаний по отдельным разделам дисциплины “Анатомия и физиология человека” или по Экономике, как этап проектной деятельности студентов.
В обучении школьников – ребусы по литературе, математики и т.д.
Сегодня существуют даже генератор ребусов:

Ответ: Причастие.
Еще ребусы, созданные с помощью генератора:
Ответ: глагол
Ответ: Битва под Москвой
Ответ: Оксюморон
Примеры ребусов по Истории Отечества (автор Р. Китаев).
Ответ: Аврора
Ответ: Китайская стена
Ответ: День Победы
Ответ: Крепостное право
Ответ: Царь Пушка
Ответ: Наполеон
Еще почитать про составление кроссвордов.
Авторы:
Китаев Руслан Сергеевич – историк, автор учебных пособий и статей по истории.
Другие статьи автора
- Каскадный метод контроля знаний в вузе
- Техника вопроса и "фразы-убийцы" в речи (по следам книги Карстен Бредемайер, Райнер Нойман "Мастер словесной атаки")
- 4 приема быстрого чтения учебной и научной литературы
- 4 полезных упражнения: учимся правильно задавать вопросы
- Улучшаем коммуникативные навыки: упражнения и рекомендации
- Прием RAFT на занятиях по русскому языку и литературе
- Топ-7 сервисов и приложений для изучения русского языка
Помогите пожалуйста составить ребус – 112 Башкирская кавалерийская дивизия. Спасибо