“Секретики” загадок: как научить ученика разгадывать и составлять свои

учитель начальных классов МАОУ гимназия №26, г. Томск.
Эксперт: ТРИЗ-педагогика, методика преподавания в начальных классах

Дети очень любят произведения малого фольклорного жанра: скороговорки, потешки, считалки, прибаутки, поговорки, заклички, загадки.
Эти произведения развивают любознательность, поддерживают интерес к книге, чтению, к устному народному творчеству. Загадку называют великой сокровищницей русской мысли, каждая из которых представляет собой логическую задачку.

Почему во многих русских народных сказках в качестве испытаний героям загадывают загадки?

  •  «Ну, вот тебе загадка: из стакана в кувшин, из кувшина на ладонь, с ладони на плётку, с плётки на коня, из коня в тридцать воронов, из воронов в тридцать молодцев» (из русской народной сказки «Сказка неразгаданная»).
  • «Ехал я к вам, вижу на дороге добро, в добре-то добро же, я взял добро-то да добром из добра и выгнал: добро от добра и убежало», «Ехал я к вам, на дороге вижу зло, взял его да злом и ударил, зло от зла и умерло» (из русской народной сказки «Царевна, разрешающая загадки»).

Отгадывая загадки, герой сказки демонстрирует свой ум, смекалку, умение анализировать, рассуждать, делать умозаключения, выводы. Вспомним русскую народную сказку «Дочь-семилетка», в которой маленькая девочка проявляет остроумие, находчивость и смекалку в сложившейся сложной ситуации, восстановив при этом справедливость.

Кроме этого, она и сама загадывает сложные загадки (задания) царю:

  • «Поди к царю, скажи, чтоб нашел того мастера, который бы сделал из этого прутика кросна: было бы на чем полотенце ткать!»
  • «Скажи ему, что цыплятам на корм нужно одноденное пшено: в один бы день было поле вспахано, да просо засеяно, сжато и обмолочено. Другого пшена наши цыплята и клевать не станут».

Возможно, вам будет интересен вебинар “Что и как читать с детьми летом?”

На уроках литературного чтения необходимо уделять внимание формированию литературно-художественных умений. Важно научить ребёнка не только разгадывать загадки, но и сочинять собственные.

Как же учить детей составлять загадки?

Это сложное умение, которое развивает умственные и творческие способности ребенка. Поэтому прежде чем учить детей сочинять загадки необходимо провести большую подготовительную работу:

1. научить анализировать готовые загадки;
2. выделять существенные признаки слова-отгадки;
3. обращать внимание на ассоциации, связанные с конкретным предметом, явлением и т.д.;
4. научить чувствовать рифму;
5. уметь подмечать, выделять особенности предмета (объекта), или его назначение для того, чтобы использовать их в загадке;
6. использовать изобразительные средства языка, чаще всего это сравнение и олицетворение.

Приемы работы

Приём «Ассоциации»
Данный приём очень полезный в обучении составлению загадок. Для этого дети хорошо должны понимать, что ассоциации – это связь между представлениями, одно из которых вызывает другое.
Задание: Я вам говорю слово (называю слово-отгадку), а вы быстро называете слова, с которыми ассоциируется данный предмет. Часто названные слова используем в тексте загадки.

Анализ готовых загадок
Важным моментом является анализ уже готовой загадки. Не совсем достаточно отгадать загадку одному – двум ученикам. А остальные? Они не всегда поймут, по каким признакам их ровесник догадался, о каком предмете, явлении идёт речь.

Загадки – короткие, но яркие произведения, в которых часто используются изобразительные средства языка сравнение и олицетворение. Они делают загадку выразительнее, помогают её отгадать.
Сравнения могут быть утвердительными. В таких загадках утверждаются, что предмет (объект) действительно похож на какой-то предмет.
Этот вкусный плод растет
Там, где лето круглый год.
Он как краешек луны,
Все мы знать его должны (банан)
А есть ещё и отрицательные сравнения. В таких загадках обязательно содержится отрицание того, что предмет не похож на предмет
Гуляет в поле, да не конь.
Летает на воле, да не птица (ветер)

Игра «Рифма»

А ведь чаще всего, загадки – это короткие стихотворения, для их составления необходимо уметь подбирать рифмы. Младшим школьникам объяснить понятие «рифма» можно на примере рассказа Н.Носова «Как Незнайка сочинял стихи». После прочтения рассказа или просмотра мультфильма можно предложить детям беседу.

 
Сравнение текстов

Приведу пример работы с обучающимися по составлению загадки о животном.

Возможно, вам будет интересна настольная Игра “Домино Родственные слова”

В этом случае ребёнку нужно знать, как выглядит животное, его особенности внешнего вида и поведения, повадки, образ жизни, отличительные признаки от других животных. Для более полного понимания можно посмотреть видеофильм об этом животном, прочитать в энциклопедии, рассмотреть иллюстрации, сравнить с другими похожими животными.

  • Прочитайте тексты
  • Закрасьте в тексте те слова о бобрах, которые взяли в текст загадки.

Учитель обращает внимание на то, что этих текстах повторяются некоторые слова. И хотя текст №2 содержит больше информации о животном, в загадку включены ключевые слова, по которым можно безошибочно узнать это животное.

Кроме этого нужно обратить внимание на слова: лесоруб, шуба. Это те слова, которые употреблены в переносном значении.
При составлении загадок об овощах, ягодах, фруктах обычно указывают на цвет, форму, размер, вкус, место произрастания. Поэтому целесообразно сначала сделать описание загадываемого предмета, подобрать сравнения и олицетворения, рифмы.

  • На что похож предмет? (подбираем сравнения).
  • Какие действия может совершать данный предмет (объект)?
  • Какое живое существо напоминает? (подбираем олицетворения).

Только после такой предварительной работы ребенок может приступить сочинять в стихотворной форме.

Систематическое использование данных приёмов на уроках, включение в урок обучающих упражнений по составлению загадок, обучение детей речетворчеству – всё это расширяет кругозор детей, знакомит их с окружающим миром, развивает и обогащает речь, оказывает неоценимое значение в развитии интеллектуальных и творческих способностей.

 

Статьи по теме

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *