Владение иностранными студентами национально-окрашенной лексикой русского языка, знание концептов русской культуры является необходимой составляющей профессионализма будущих русистов-филологов, способных в современных геополитических условиях на высоком уровне преподавать русский язык в родной стране и активно распространять, популяризировать русскую культуру за рубежом.
Отметим, что на I и II курсах бакалавриата филологического профиля обучения национально-окрашенная лексика в большом объеме представлена в текстах учебников и лекциях преподавателей по изучаемым дисциплинам: «Введение в с вянскую филологию», «Отечественная история», «Лексикология русского языка», «Лингвокультура страны изучаемого языка», «Лингвострановедение», «Русское устное народное творчество», «Фразеология русского языка». Однако именно этот пласт лексики и является наиболее трудным для усвоения для иностранцев.
В качестве полноценного учебного ресурса, содержащего не только богатый лексический аудиовидеоряд, но и способного расширить знания иностранных студентов о русской культуре, истории, народных традиций и обрядов, на практических занятиях по РКИ могут использоваться русские фильмы-сказки или некоторые фрагменты из них.
Работа рассчитана на студентов-филологов II сертификационного уровня владения РКИ (в качестве примера использован фильм «Князь Владимир»).
Работа с кинофрагментами
Аудиторная работа с кинофрагментами организуется перед просмотром всего фильма.
Этот этап включает:
- введение нового лексического материала,
- изучение лингвокультурологического комментария, переведенного на английский язык или другой язык-посредник, используемый в аудитории,
- просмотр кинофрагментов, выполнение просмотровых и послепросмотровых заданий, направленных на
формирование и закрепление лексических навыков.
Цель аудиторной работы с кинофрагментами заключается в снятии языковых, психологических, семантических, лингвокультурологических трудностей, которые могут возникнуть у учащихся в ходе просмотра всего фильма.
Работа с кинофрагментами из фильма «Князь Владимир»
Кинофрагмент 1.
А) Допросмотровая работа. Прочитайте запись фрагментов из фильма, познакомьтесь с комментариями
Дедушка: За морем их страна, Византия (1). Три дня плыть. Воды видимо-невидимо (2).
Внук: Деда, а какая она (страна)?
Дедушка: Красивая. Палаты (3) все кругом каменные. Верхи их – золотые.
Внук: Вот бы посмотреть на неѐ.
Дедушка: Нас тогда княгиня Ольга (4) водила, князя нашего бабка. Она там Крещение (5) приняла. Главный город у них Царьград (6), а по их –Константинополь.
Византия – могущественное средневековое государство, из Византии на Русь пришло христианство, религиозные и светские книги. Путь в
Византию из Киева лежал через земли печенегов, поэтому русские часто сталкивались в схватках с печенегами. Византия создала выдающуюся культуру, она оказывала влияние на соседние народы своей литературой и искусством. Столицей Византии был город Константинополь. В Древней Руси Византию обычно называли «Греческим царством», а ее столицу «Царьградом».
Видимо-невидимо – очень много, это выражение часто употребляется в разговорной речи, фольклорных произведениях.
Палаты (уст.) – большое богатое здание (царские палаты, барские палаты).
Княгиня Ольга – правила Киевской Русью (X век) после гибели мужа, князя Игоря Рюриковича. Ольга – бабушка Владимира I, который крестил Русь в 988 году. Ольга приняла христианство еще до Крещения Руси.
Крещение – религиозный христианский обряд, принятие в число верующих, один из самых главных обрядов в Православной Церкви. Впервые массовое Крещение людей на Руси произошло в 988 году в Киеве. Киевлян крестили в реке Днепр по указанию Киевского князя Владимира I (Святого). День Крещения отмечается в России и на Украине 28 июля, это важный православный праздник.
Царьград, Константинополь – столица Византии. Константинополь основал император Византии Константин, город строился с 324 года по 330 год. Этот город был единственным великим центром христианства в течение многих столетий. Русские называли этот город Царьградом, потому что считали Константинополь за его христианскую религию и красоту царем всех городов мира. Сейчас это турецкий город Стамбул.
С христианских времен здесь сохранились христианские церкви, самая известная из них – Собор Святой Софии.
Б) Просмотр кинофрагмента.
В) Прочитайте текст по ролям.
Г) Вставьте слова: Крещение, видимо-невидимо, княгиня Ольга, палаты, Византия, Царьград, Константинополь.
Дедушка: За морем их страна, ___________(1). Три дня плыть. Воды________________ (2).
Внук: Деда, а какая она (страна)?
Дедушка: Красивая. ___________ (3) все кругом каменные. Верхи их – золотые.
Внук: Вот бы посмотреть на неѐ.
Дедушка: Нас тогда ___________ (4) водила, князя нашего бабка. Она там___________ (5) приняла. Главный город у них ___________(6), а по их –______________.
Д) Посмотрите фрагмент еще раз, проверьте ошибки.
Кинофрагмент 2.
А) Допросмотровая работа. Прочитайте запись фрагментов из фильма, познакомьтесь с комментариями
Князю Владимиру (1) от князя Ярополка. Забудем прошлые обиды, брат. Ведь только вместе мы Русь от печенегов защитим. Жду в Киеве тебя, Владимир, с дружиной. Князь Ярополк (2).
Князь Владимир – Владимир I Святославич, родился около 960 года, умер 15 июля 1015, киевский великий князь, при котором произошло Крещение Руси в 988 году. Также его называют Владимир Святой, Владимир Креститель и Владимир Красное Солнышко (в былинах). В 988 году Владимир захватил Корсунь (Херсонес в Крыму) и потребовал в жѐны сестру византийских императоров Василия II и Константина VIII Анну, угрожая в противном случае пойти войной на Константинополь. Императоры согласились, но потребовали крещения князя, чтобы сестра выходила замуж за единоверца. Владимир основал города Владимир-на-Клязьме (990 год), Белгород(991 год), Переяславль (992 г.) и многие другие. Владимир был щедрым правителем, он приказал развозить на телегах еду и питье для немощных и больных.
Князь Ярополк – родился около 955 года. Правил Киевом, был убит варягами князя Владимира в 978 году. Ярополк был христианином, как и
его бабушка Ольга.
Б) Просмотр кинофрагмента.
В) Что Вы знаете о Князе Владимире?
Виды контроля усвоения учащимися лексики
После просмотра фильма учащимся предлагается система упражнений, носящих контрольный характер: лексических (развитие языковой и
лингвокультурологической компетенций), речевых (совершенствование коммуникативной компетенции).
Задания к фильму «Князь Владимир»
Задание 1.
2. Дополните предложения
1) _______ – первая восточнославянская княгиня, которая приняла христианство.
2) ___________ является религиозным христианским обрядом.
3) ____________являлась могущественным средневековым христианским государством.
4) _________ являлся столицей Византии.
5) _________русские называли Царьградом, «царем городов».
6) ____________ – князь, который крестил Русь.
Таким образом, лексические задания и упражнения, выполняемые при работе с кинофрагментами, способствуют расширению знаний иностранных филологов-русистов о культуре и истории России.