Ученики, изучающие русский язык в нашей школе дополнительного образования «Русинка» в Австрии, очень разные – одни дети, живущие в русскоязычных семьях, владеют языком на уровне родного. Другие, в основном из смешанных семей, получают минимальный ввод и совсем маленькую практику языка, соответственно, владеют русским очень слабо, а иногда и совсем на нулевом уровне.
Группы обычно смешанные: мы стараемся распределять детей 50х50, чтобы сильные ученики подтягивали слабых в разговорной практике, к примеру, в тандемной работе.
Я бы хотела поделиться одной из наших разработок урока для дошкольников 5-7 лет по теме: «Мы идём в поход». Надеюсь, образцы заданий и использование их на уроке, будет полезно для моих коллег-педагогов.
Коллеги, обратите внимание, вам будет полезен Мини-курс “Создание рабочих листов”
В группах старшего дошкольного возраста перед педагогическим коллективом стоит задача научить детей читать. Но, как известно, чтение – это не просто произношение звуков вслух, но и понимание слова, предложения и текста (декодирование). И если с обучением техническому чтению, проблем не возникает, то понимание слов, тем более текстов для наших дошколят, иногда большая проблема.
Поэтому перед педагогом стоит несколько задач:
- введение новой лексики,
- отработка произношения слов,
- активация новых семантических единиц в речи,
- правильное и осмысленное их использование.
Как показывает моя практика, обучение по классическим букварям не очень эффективно. Детям быстро становится скучно, не интересно и не продуктивно. В итоге мы получаем стойкое отвращение к букварям и чтению в целом уже на самом начальном этапе.
Я думаю, именно поэтому в среде педагогов для билингвов очень много учителей экспериментаторов, которые разрабатывают интересные материалы.
С одной стороны, мы не привязаны к строгой программе, но с другой стороны, сталкиваемся с большой проблемой мотивации детей к изучению русского языка.
В нашей школе высокие результаты дает обучение по тематическим блокам.
Ребята вместе с учителем разбирают интересную тему урока и читают слова, предложения, тексты по ней.
Одно из таких занятий представлено на рабочих листах: «Мы идём в поход» и презентации к этому занятию.
Цели занятия:
- Лексико-грамматические: Ввести новую лексику в словарный багаж детей, учить бегло читать слова и правильно понимать их значение; учиться связно употреблять их в речи в составе предложения; учить детей работать с текстом, выделять части и главное в тексте, отвечать на вопросы к тексту; закреплять знания о слоговой структуре слова, учиться составлять связный устный рассказ с опорными картинками.
- Воспитательно-познавательные: вспомнить и повторить на русском языке правила поведения в лесу; познакомить с понятиями турист, поход, виды туризма; познакомить ребят с мультипликационными русскими героями, воспитывать через них чувства дружеской поддержки, ответственности; учить выражать связно свои мысли об абстрактных понятиях.
В тематические рабочие листы включены задания с использование ресурса LearningApps
Такие упражнения очень нравятся ребятам, и они с удовольствием читают слова, причём практика показывает, что они это делают сами, без нажима со стороны родителей.
Дети в группах разного уровня, поэтому и задания где-то совсем простые, а где-то сложные, которые потребуют более сильных навыков в чтение и письме.
Как работать по тематическими листам?
- Первый этап – работа на уроке с учителем, где педагог вводит ребят в тему.
Происходит первое чтение слов и текста и ввод незнакомой лексики, объяснение значений слов. Обсуждение мультфильма и текста.
Дети рассказывают о первых впечатлениях от героев мультфильма, описывают их (внешний вид и поступки), ищут значки-пиктограммы на карте, предполагают или объясняют, что они обозначают, отвечают на прямы вопросы по тексту.
Часто на уроке мы пользуемся ещё одним замечательным электронным ресурсом WordWall , особенно задание Колесом Фортуны, которое помогает отрабатывать в речи падежные формы существительных и очень нравится ученикам/
- Второй этап – работа дома. На этом этапе ребята самостоятельно играют в игры по ссылкам в материалах, ещё раз с мамой разбирают тексты, думают над смысловыми вопросами, рисуют на карте маршрут героев мультфильма, опираясь на текст, выполняют творческую работу, придумывая свой маршрут по образцу ранее разобранного.
- Третий этап – контроль и закрепление. На втором уроке по этой теме учитель проверяет правильность выполненной работы. Ребята показывают и рассказывают друг другу самостоятельно сделанные карты, представляют свои маршруты. Ещё раз обсуждаем героев мультфильма, отвечаем на вопросы к тексту, выслушивая мнение каждого, здесь мы учимся аргументированно отвечать на вопросы и доказывать свою точку зрения.
Дети 5-7 лет работали по листам без письма, отрабатывали чтение, развитие речи и детях 7-9 лет, где в листы добавлялись письменные задания по тексту.
Пример Рабочего листа для домашнего применения
Поиграй в игру, и ты узнаешь все предметы, которые понадобятся туристам в путешествии.
Ребята с любопытством и удовольствием работали над всеми заданиями, с интересом рассказывали о своих маршрутах будущего похода.
Статьи по теме
- Еще раз про Learningapps: создаем интерактивные упражнения
- QR-коды на занятиях: интересные задания, квесты, кодирование аудиозаписей
- Лучшие онлайн-сервисы для создания обучающих игр и игровых упражнений
- Игра как основная форма деятельности билингва
- Как самостоятельно создать “Прописи” для обучающихся
- Читаем несплошные тексты на занятиях: работа по тактам
- Игровые упражнения в рамках темы “Одежда” на занятиях РКИ
super!