“Мы идем в поход”: урок русского языка для детей-билингвов (5-7 лет)

Aвтор материала: Наталья Шёффманн -
директор и преподаватель в русской школе дополнительного образования «Русинка» в Австрии, в регионе Каринтия.
Эксперт: методика преподавания РКИ, лингвистика, педагогика

Ученики, изучающие русский язык в нашей школе дополнительного образования «Русинка» в Австрии, очень разные – одни дети, живущие в русскоязычных семьях, владеют языком на уровне родного. Другие, в основном из смешанных семей, получают минимальный ввод и совсем маленькую практику языка, соответственно, владеют русским очень слабо, а иногда и совсем на нулевом уровне.
Группы обычно смешанные: мы стараемся распределять детей 50х50, чтобы сильные ученики подтягивали слабых в разговорной практике, к примеру, в тандемной работе.

Я бы хотела поделиться одной из наших разработок урока для дошкольников 5-7 лет по теме: «Мы идём в поход». Надеюсь, образцы заданий и использование их на уроке, будет полезно для моих коллег-педагогов.

Коллеги, обратите внимание, вам будет полезен Мини-курс “Создание рабочих листов”

В группах старшего дошкольного возраста перед педагогическим коллективом стоит задача научить детей читать. Но, как известно, чтение – это не просто произношение звуков вслух, но и понимание слова, предложения и текста (декодирование). И если с обучением техническому чтению, проблем не возникает, то понимание слов, тем более текстов для наших дошколят, иногда большая проблема.

Поэтому перед педагогом стоит несколько задач:

  • введение новой лексики,
  • отработка произношения слов,
  • активация новых семантических единиц в речи,
  • правильное и осмысленное их использование.

Как показывает моя практика, обучение по классическим букварям не очень эффективно. Детям быстро становится скучно, не интересно и не продуктивно. В итоге мы получаем стойкое отвращение к букварям и чтению в целом уже на самом начальном этапе.
Я думаю, именно поэтому в среде педагогов для билингвов очень много учителей экспериментаторов, которые разрабатывают интересные материалы.

С одной стороны, мы не привязаны к строгой программе, но с другой стороны, сталкиваемся с большой проблемой мотивации детей к изучению русского языка.
В нашей школе высокие результаты дает обучение по тематическим блокам.
Ребята вместе с учителем разбирают интересную тему урока и читают слова, предложения, тексты по ней.

Одно из таких занятий представлено на рабочих листах: «Мы идём в поход» и презентации к этому занятию.

Цели занятия:

  • Лексико-грамматические: Ввести новую лексику в словарный багаж детей, учить бегло читать слова и правильно понимать их значение; учиться связно употреблять их в речи в составе предложения; учить детей работать с текстом, выделять части и главное в тексте, отвечать на вопросы к тексту; закреплять знания о слоговой структуре слова, учиться составлять связный устный рассказ с опорными картинками.
  • Воспитательно-познавательные: вспомнить и повторить на русском языке правила поведения в лесу; познакомить с понятиями турист, поход, виды туризма; познакомить ребят с мультипликационными русскими героями, воспитывать через них чувства дружеской поддержки, ответственности; учить выражать связно свои мысли об абстрактных понятиях.

В тематические рабочие листы включены задания с использование ресурса LearningApps
Такие упражнения очень нравятся ребятам, и они с удовольствием читают слова, причём практика показывает, что они это делают сами, без нажима со стороны родителей.

Дети в группах разного уровня, поэтому и задания где-то совсем простые, а где-то сложные, которые потребуют более сильных навыков в чтение и письме.

Как работать по тематическими листам?

  • Первый этап – работа на уроке с учителем, где педагог вводит ребят в тему.

Происходит первое чтение слов и текста и ввод незнакомой лексики, объяснение значений слов. Обсуждение мультфильма и текста.

Дети рассказывают о первых впечатлениях от героев мультфильма, описывают их (внешний вид и поступки), ищут значки-пиктограммы на карте, предполагают или объясняют, что они обозначают, отвечают на прямы вопросы по тексту.

Часто на уроке мы пользуемся ещё одним замечательным электронным ресурсом WordWall , особенно задание Колесом Фортуны, которое помогает отрабатывать в речи падежные формы существительных и очень нравится ученикам/

 

  • Второй этап – работа дома. На этом этапе ребята самостоятельно играют в игры по ссылкам в материалах, ещё раз с мамой разбирают тексты, думают над смысловыми вопросами, рисуют на карте маршрут героев мультфильма, опираясь на текст, выполняют творческую работу, придумывая свой маршрут по образцу ранее разобранного.
  • Третий этап – контроль и закрепление. На втором уроке по этой теме учитель проверяет правильность выполненной работы. Ребята показывают и рассказывают друг другу самостоятельно сделанные карты, представляют свои маршруты. Ещё раз обсуждаем героев мультфильма, отвечаем на вопросы к тексту, выслушивая мнение каждого, здесь мы учимся аргументированно отвечать на вопросы и доказывать свою точку зрения.

Вам будет полезен Мини-курс “Игры на уроках РКИ”

Дети 5-7 лет работали по листам без письма, отрабатывали чтение, развитие речи и детях 7-9 лет, где в листы добавлялись письменные задания по тексту.

Пример Рабочего листа для домашнего применения

Поиграй в игру, и ты узнаешь все предметы, которые понадобятся туристам в путешествии.

ИГРА 1

ИГРА 2

 

Ребята с любопытством и удовольствием работали над всеми заданиями, с интересом рассказывали о своих маршрутах будущего похода.

Статьи по теме

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *