Работа с несплошным текстом на уроке русского языка: кассовый чек

учитель начальных классов МАОУ гимназия №26, г. Томск.
Эксперт: ТРИЗ-педагогика, методика преподавания в начальных классах

«Несплошные» тексты – это тексты, в которых информация предъявляется невербальным или не только вербальным способом. Это тексты, сочетающие в себе несколько источников информации, c которыми учащиеся чаще всего встречаются в реальной действительности.
Кассовый чек – это один из видов несплошного текста, с которыми сталкивается человек практически ежедневно. На первый взгляд кажется, что информации в кассовом чеке не так уж и много.

Рекомендуем посмотреть вебинар “Как эффективно использовать несплошные тексты на уроках?”

На что обращает внимание покупатель после получения кассового чека на руки? На цену каждой позиции и на общую сумму. На самом деле информации, указанной в кассовом чеке, достаточно много.

Часто учителя берут чеки для работы на уроках математики, так как в кассовом чеке присутствует много чисел. Но на уроках русского языка также можно предложить интересные и полезные задания.

Какие задания можно предложить ученикам на уроках русского языка?

  • При изучении имён слов с непроверяемыми орфограммами

Задание: выпишите словарные слова: (сметана, молоко, творог, банан, кассир, магазин, сумма, телефон, спасибо).

Задание: Напишите список только молочных продуктов в порядке увеличения (уменьшения) цены.

  • При изучении имён однородных членов предложения

Задание: составьте предложение с однородными членами предложения
Мама купила в магазине творог, сметану, молоко и бананы.

  • При изучении имён числительных

Задание: напишите, в какое время произведена покупка?
Покупка совершена в двадцать один час пятнадцать минут
Покупка совершена в пятнадцать минут десятого вечера.
Покупка совершена в двадцать один час пятнадцать минут

Задание: напишите, какого числа произведена покупка?
Покупка совершена шестого октября две тысячи двадцатого года.

Задание: напишите номера чеков
Сорок три (за 06.10.2020)
Сто семьдесят девять (за 17.10.2020)

Задание: Внести данные в таблицу, используя оба кассовых чека. Имена числительные напишите полностью (округлить)

Задание: составьте предложение и напишите, сколько дней прошло между покупками?
Между покупками прошло полных десять дней.

  • При изучении имён собственных

Задание: выпишите все имена собственные из первого чека: (город) Томск, (переулок) Карский, «Мария-Ра», (в каждом кассовом чеке указывается имя продавца).

  • При изучении многозначных слов

Задание: найдите в чеке многозначное слово. Напишите лексическое значение данного слова. Это слово операция.

Задание: придумайте и напишите предложения со словом операция. В каждом предложении слово должно обозначать разное лексическое значение.

  • При изучении имён лексического значения слова в прямом и переносном значении

Задание: найдите слово, употребляемое в чеке в переносном значении? (горячей линии)
Учитель проводит работу со значением слова «горячий» в прямом значении и переносном. Здесь важно понять детям данные значения и употреблять их в своей речи. Лучше, если обучающиеся поработают с толковым словарём.

Задания:
*Придумайте предложения, чтобы данное слово употреблялось в прямом значении.
*Придумайте предложения, чтобы данное слово употреблялось в переносном значении.
*Опишите ситуацию: покупатель звонит по горячей линии. Составьте диалог.

  • При работе по развитию речи

Задание: напишите небольшой текст-рассуждение (3-4 предложения)
Зачем на чеке телефон горячей линии?

Рекомендуем посмотреть вебинар “Функциональное чтение”

Задание: Самое последнее предложение в чеке «Спасибо за покупку!». Напишите, как и за что вы сможете поблагодарить продавца? Составьте небольшой текст.
Задание: Найдите информацию в чеке, не относящуюся к покупке: «Приглашаем на работу: кассиров-продавцов, грузчиков, уборщиков». Напишите полностью объявление, используя данное предложение. Оформите правильно.

Работа с любым текстом для обучающихся – трудная работа. Учителю необходимо систематически вводить задания, напрвленные на формирование умения обучающихся читать несплошной текст, то есть воспринимать его, извлекать информацию, данную в явном и неявном виде, интерпретировать её.

Статьи по теме

4 thoughts on “Работа с несплошным текстом на уроке русского языка: кассовый чек

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *