«Несплошные» тексты – это тексты, в которых информация предъявляется невербальным или не только вербальным способом. Это тексты, сочетающие в себе несколько источников информации, c которыми учащиеся чаще всего встречаются в реальной действительности.
Кассовый чек – это один из видов несплошного текста, с которыми сталкивается человек практически ежедневно. На первый взгляд кажется, что информации в кассовом чеке не так уж и много.
Рекомендуем посмотреть вебинар “Как эффективно использовать несплошные тексты на уроках?”
На что обращает внимание покупатель после получения кассового чека на руки? На цену каждой позиции и на общую сумму. На самом деле информации, указанной в кассовом чеке, достаточно много.
Часто учителя берут чеки для работы на уроках математики, так как в кассовом чеке присутствует много чисел. Но на уроках русского языка также можно предложить интересные и полезные задания.
Какие задания можно предложить ученикам на уроках русского языка?
- При изучении имён слов с непроверяемыми орфограммами
Задание: выпишите словарные слова: (сметана, молоко, творог, банан, кассир, магазин, сумма, телефон, спасибо).
Задание: Напишите список только молочных продуктов в порядке увеличения (уменьшения) цены.
- При изучении имён однородных членов предложения
Задание: составьте предложение с однородными членами предложения
Мама купила в магазине творог, сметану, молоко и бананы.
- При изучении имён числительных
Задание: напишите, в какое время произведена покупка?
Покупка совершена в двадцать один час пятнадцать минут
Покупка совершена в пятнадцать минут десятого вечера.
Покупка совершена в двадцать один час пятнадцать минут
Задание: напишите, какого числа произведена покупка?
Покупка совершена шестого октября две тысячи двадцатого года.
Задание: напишите номера чеков
Сорок три (за 06.10.2020)
Сто семьдесят девять (за 17.10.2020)
Задание: Внести данные в таблицу, используя оба кассовых чека. Имена числительные напишите полностью (округлить)
Задание: составьте предложение и напишите, сколько дней прошло между покупками?
Между покупками прошло полных десять дней.
- При изучении имён собственных
Задание: выпишите все имена собственные из первого чека: (город) Томск, (переулок) Карский, «Мария-Ра», (в каждом кассовом чеке указывается имя продавца).
- При изучении многозначных слов
Задание: найдите в чеке многозначное слово. Напишите лексическое значение данного слова. Это слово операция.
Задание: придумайте и напишите предложения со словом операция. В каждом предложении слово должно обозначать разное лексическое значение.
- При изучении имён лексического значения слова в прямом и переносном значении
Задание: найдите слово, употребляемое в чеке в переносном значении? (горячей линии)
Учитель проводит работу со значением слова «горячий» в прямом значении и переносном. Здесь важно понять детям данные значения и употреблять их в своей речи. Лучше, если обучающиеся поработают с толковым словарём.
Задания:
*Придумайте предложения, чтобы данное слово употреблялось в прямом значении.
*Придумайте предложения, чтобы данное слово употреблялось в переносном значении.
*Опишите ситуацию: покупатель звонит по горячей линии. Составьте диалог.
- При работе по развитию речи
Задание: напишите небольшой текст-рассуждение (3-4 предложения)
Зачем на чеке телефон горячей линии?
Задание: Самое последнее предложение в чеке «Спасибо за покупку!». Напишите, как и за что вы сможете поблагодарить продавца? Составьте небольшой текст.
Задание: Найдите информацию в чеке, не относящуюся к покупке: «Приглашаем на работу: кассиров-продавцов, грузчиков, уборщиков». Напишите полностью объявление, используя данное предложение. Оформите правильно.
Работа с любым текстом для обучающихся – трудная работа. Учителю необходимо систематически вводить задания, напрвленные на формирование умения обучающихся читать несплошной текст, то есть воспринимать его, извлекать информацию, данную в явном и неявном виде, интерпретировать её.
Другие статьи автора
- Формируем смысловое учение у учащихся начальной школы: работаем с текстом на уроке
- Нет проблем? Учись их создавать, или Проблемные вопросы на уроках литературного чтения
- Смысловое чтение: анализируем сказку "Теремок"
- "Жемчужина русской речи": организуем работу с фразеологизмами
- Приёмы скорочтения
- Как научить ученика выделять главное в тексте
К несплошным текстам можно отнести билеты в музей, театр, на выствку. Тоже интересно.
Это точно! И карты, и купоны. Я вебинар делала по работе с такими текстами.
https://www.eduneo.ru/magazin/vebinary-dlya-prepodavatelej/kak-effektivno-ispolzovat-nesploshnye-teksty-na-zanyatiyax/
Здравствуйте. Оплатила за курс, как теперь получить весь материал?
Здравствуйте! Напишите, пожалуйста, на почту EduNeo@eduneo.ru