Одним из лучших украшений речи являются особые обороты, устойчивые выражения, которые называются фразеологизмами.
Работа с фразеологическими оборотами на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе направлена на обогащение словарного запаса обучающихся, расширение кругозора, привития чувства любви и уважения к русскому языку.
Интересные задания, игры, истории, викторины, загадки-шутки с фразеологизмами поддерживают интерес (мотивацию) к учебной деятельности в течение урока и развивают познавательные способности детей.
К сожалению, заданий с фразеологизмами в учебниках русского языка и литературного чтения мало, на уроках не отводится специальное время на их изучение, поэтому учителю самому нужно включать дополнительный материал в урок. Собственный опыт показывает, что задания с фразеологическими оборотами всегда интересны ученикам. Они с удовольствием включаются в работу, объясняют их значение, но почему-то быстро забывают их объяснение или путают.
-
Работаем над смыслом
Для того чтобы школьники понимали значение фразеологизмов и употребляли их в своей речи, необходимо чтобы они до конца понимали их смысл. Для этого нужно акцентировать внимание на истории появления фразеологических оборотов, которые с древних времён отражают жизнь и обычаи нашего народа.
Для изучения истории происхождения фразеологизмов и для большего их понимания, можно познакомить школьников с «Большим фразеологическим словарём». В нём представлена целая коллекция фразеологизмов, интересные истории их происхождения и яркие иллюстрации.
Например, организовать знакомство можно с обложки книги – дать подержать, полистать, рассмотреть.
А потом показать как с ней работать на примере фразеологического оборота.
Попросить узнать из словаря почему так говорят «от доски до доски»?
В старину, когда книгопечатание ещё не вытеснило переписку от руки, переплёт книги делали из досок, обтянутых кожей. Это выражение означает «прочитать книгу всю, полностью». В дальнейшем стали говорить прочитать «от корки до корки».
Таким образом, учитель должен особое значение придавать этимологическому анализу фразеологизмов. Ведь обращаясь к прошлому слова, обучающиеся точнее поймут его значение. А значит больше вероятности того, что ученик запомнит и сам фразеологизм, и его объяснение, и что важнее всего, будет употреблять его в своей речи в подходящей жизненной ситуации.
Кроме этого важно, чтобы учитель вводил в уроки фразеологизмы, опираясь на их классификацию, понимал, что эта должна быть систематической.
Чтобы дать учащимся представление о фразеологическом богатстве русского языка, достаточно начать знакомство с фразеологических оборотов, которые часто употребляются в речи и, наверняка, дети уже слышали их в своей жизни. Например, со словом рука или глаз.
-
Задания и игровые упражнения
Учитель может предложить школьникам интересные задания и игры на уроках и во внеурочной деятельности.
Рекомендуем Мини-курс по играм и игровым упражнения “Игры на уроках РКИ”
Игра «Перестрелка»
На уроке класс делится на 2-3 команды (можно по рядам) и «стреляют» по очереди фразеологическими оборотами с заданным словом. Выигрывает та команда, которая назовёт больше фразеологизмов.
Игра «Кто быстрее»
На доске записаны слова: белый, ветер, дело, спина, рукава, язык, шапка, нос. Учитель предлагает ученикам за 2 минуты написать по одному фразеологическому обороту с каждым словом. Выигрывает тот, кто смог выполнить задание верно. Например, «белая ворона», «ветер в голове», « на воре и шапка горит», «спустя рукава», «слоняться без дела», «прятаться за чужую спину», «чесать языки» и др..
На уроке русского языка обращается внимание ещё на правильность и аккуратность записанных слов, к одному и тому же слову может быть несколько фразеологизмов. Игру можно провести между отдельными учениками или между командами.
Игра «Проведи исследование»
Ученикам даются небольшие тексты, которые содержат фразеологические обороты. Работая в группах, они должны их найти, подчеркнуть (или выписать) и объяснить их значение. Выигрывает та команда, которая не пропустила ни одного фразеологического оборота, не добавила лишнее, объяснили верно.
Для такого исследования нужно брать отрывки из известных и неизвестных произведений, но чтобы они соответствовали возрасту учеников.
Игра «Измени текст»
Команде предложен текст, в котором выделены фразеологические обороты. Необходимо из текста убрать фразеологизмы, заменив их словами или словосочетаниями. При этом смысл текста не должен измениться. Например: «Вадим был добрый парень, но сейчас он из себя выходил, вспоминая, как подло вёл себя Игорь в истории с запчастями. Вадим часто незаслуженно бывал у нас в классе козлом отпущения. И вспоминая теперь о несправедливостях, выпадавших на его долю, кипел от негодования».
Другой вариант этого задания: даётся текст без фразеологических оборотов, нужно их добавить в текст по смыслу. Смысл текста не должен измениться.
-
Задания на уроке
1. Вам даны 10 фразеологических оборотов. Распределите их по их значению на две группы. Например, 1 группа – хорошо работать (засучив рука, в поте лица…), 2 группа – бездельничать (палец о палец не ударить, пальцем не пошевелить и др.)
2. Рядом с каждым фразеологизмом запишите противоположный по значению.
3. Найдите в тексте фразеологизм и подчеркните его. Объясните его значение.
4. Придумайте ситуацию, при которой можно употребить фразеологизм «хоть пруд пруди».
5. Соотнесите фразеологический оборот и его значение (объяснение).
6. Оцените фразеологическим оборотом свою работу (деятельность) на уроке: «каша в голове», «разложить по полочкам», «поставить в тупик» и др.
7. Проиллюстрируйте фразеологический оборот.
8. Придумайте сказку (историю) где будет не менее 10 фразеологизмов.
9. Определите, какое из двух сочетаний слов является фразеологизмом и почему. Например, волчий хвост, волчий аппетит.
10. Составьте рассказ о дружной работе, используя фразеологизмы: не покладая рук, не ударить лицом в грязь, засучив рукава, баклуши бить.
11. Замените объяснение фразеологическим оборотом (представлен пример с иллюстрациями).
Несомненно, знание фразеологии – необходимое условие глубокого овладения родным языком. Материал с фразеологическими оборотами можно предлагать параллельно с основными темами, включая и в задания. Этот материал позволит не только закрепить пройденную тему, но и возбудить у школьников интерес к уроку, создаст условия для постепенного овладения навыками пользования фразеологическим богатством.
Другие статьи автора
- Игры со словами
- Работаем с лексикой на уроках русского языка: приемы и способы
- Формируем смысловое учение у учащихся начальной школы: работаем с текстом на уроке
- Улучшаем скорость чтения
- Заклички и поговорки на уроках русского языка и литературного чтения
- Игровые упражнения в период обучения грамоте
Статьи по теме
- Обучение фразеологическим единицам иностранных студентов на начальном этапе обучения
- 7 фонетических игр и упражнений на начальном этапе обучения русскому языку как иностранному
- Игра как основная форма деятельности билингва
- Три карточных настольных игры: адаптируем для РКИ
- Игровые упражнения в рамках темы “Одежда” на занятиях РКИ
- Игровые приемы работы на занятиях по русскому языку с детьми-инофонами
- Словесные игры для развития речи обучающихся