Фольклорные тексты всегда были отличной базой для воспитания детей младшего школьного возраста. Особенно это актуально для детей-мигрантов, ставших заложниками вынужденной миграции, следствием которой является болезненная смена детьми жизненного пространства, культуры, и адаптация к новой среде. Задача учителя не навязывать новые реалии, а знакомить с многообразием национальных культур, уживающихся в одном территориальном пространстве.
Таким инструментом может выступить русское устное народное творчество, а в особенности русская народная сказка, так как она наиболее близка и понятна детям младшего школьного возраста.
Сказка вводит детей в пространство русского языка, который является не только средством коммуникации, но и частью культуры нашего народа. Читая, слушая сказки, дети-мигранты воспринимают устную и письменную речь, учатся правильно произносить слова, видят написание.
Сказка “Снегурочка” на внеклассном занятии
Предтекстовые задания
- Прочитать заглавие сказки. Что означает слово “Снегурочка”? Как вы думаете какие слова являются родственными этому слову?
- Какие ассоциации у вас возникают, когда произносим слово “Снегурочка”? Вспоминаем Новый год и главных героев праздника.
- Работаем с фразеологизмами. Даем толкование каждого.
расти не по дням, а по часам – расти очень быстро.
души не чаять – сильно любить.
работа спорится – работа хорошо получается.
- Составьте предложения с фразеологизмами.
- Придумайте словосочетания с глаголами:
Надеть, улыбаться, прятаться, превратиться, веселиться, лепить, рисовать, петь, плакать. - От каких существительных образованы данные слова: подберите картинки, впиши существительные.
Работа с текстом
- Учитель читает текст вслух. Потом ученики прочитывают его самостоятельно.
Жили-были старик со старухой. Жили ладно, дружно. Всё бы хорошо, да одно горе – детей у них не было.
Вот пришла зима снежная, намело сугробов до пояса, высыпали ребятишки на улицу поиграть, а старик со старухой на них из окна глядят да про свое горе думают.
– А что, старуха, – говорит старик, – давай мы себе из снега дочку сделаем!
– Давай, – говорит старуха.
Надел старик шапку, вышли они на огород и принялись дочку из снега лепить. Скатали они снежный ком, руки, ноги приладили, сверху снежную голову приставили. Вылепил старик нос, нарисовал рот, глаза.
– Глядь, а у Снегурочки губы порозовели, глаза открылись; смотрит она на стариков и улыбается.
Потом стряхнула с себя снег – и вышла из сугроба живая девочка. Обрадовались старики, привели ее в избу. Глядят на нее, не налюбуются. И стала расти у стариков дочка не по дням, а по часам; что ни день, то все краше становится. Сама беленькая, точно снег, коса русая до пояса, только румянца нет вовсе. Не нарадуются старики на дочку, души в ней не чают.
Растет дочка и умная, и смышленая, и весёлая. И работа у Снегурочки в руках спорится, а песню запоет – заслушаешься. Прошла зима. Начало пригревать весеннее солнышко. Зазеленела трава на проталинках, запели жаворонки. А Снегурочка вдруг запечалилась.
– Что с тобой, дочка? – спрашивают старики. – Что ты такая невесёлая стала? Иль тебе нездоровится?
– Ничего, батюшка, ничего, матушка, я здорова.
Вот и последний снег растаял, зацвели цветы на лугах, птицы прилетели. А Снегурочка день ото дня все печальнее, все молчаливее становится. От солнца прячется. Всё бы ей тень да холодок, да еще лучше – дождичек.
Раз надвинулась черная туча, посыпался крупный град. Обрадовалась Снегурочка граду, точно жемчугу. А как снова выглянуло солнышко и град растаял, Снегурочка заплакала, да так горько, словно сестра по родному брату…
3а весной лето пришло. Собрались девушки на гулянье в рощу, зовут Снегурочку:
– Пойдём с нами, Снегурочка, в лес гулять, песни петь, плясать! Не хотелось Снегурочке в лес идти, да старуха ее уговорила:
– Пойди, дочка, повеселись с подружками!
Пришли девушки со Снегурочкой в лес. Стали цветы собирать, венки плести, песни петь, хороводы водить, только одной Снегурочке по-прежнему невесело. А как свечерело, набрали они хворосту, разложили костер, и давай все друг за дружкой через огонь прыгать. Позади всех и Снегурочка встала. Побежала она в свой черед за подружками. Прыгнула над огнём и вдруг растаяла, обратилась в белое облачко. Обернулись подружки – а Снегурочки нет. Стали кликать они её:
– Ау, ау, Снегурочка!
Только эхо им в лесу откликнулось..
- Ответим на вопросы:
Кто такая Снегурочка?
Как выглядела Снегурочка? За что любили родители девочку? Какая погода не нравилась Снегурочки? Что произошло с девочкой летом? - Вставьте пропущенные предлоги.
1. Старик … старухой смотрели … детей … окна. 2. Снегурочка росла … стариков не … дням, а … часам. 3. Однажды Снегурочка пошла … подружками … лес. 4. Прыгнула … огнем Снегурочка и растаяла, обратилась … белое облачко
- Посмотрите мультфильм “Снегурочка”.
- Как бы вы хотели, чтобы окончилась сказка? Возможно ли её продолжение?
Так постепенно через увлекательные занятия со сказкой дети изучают русский язык, начинают понимать нюансы
и интонацию нашей речи.
Другие статьи автора
- Применение технологии спонтанного письма на уроках русского языка
- Как самостоятельно создать "Прописи" для обучающихся
- Саммари: Бернард Феррари "Умение слушать"
- Технология создания инфографики
- Дидактические задания на основе "облака слов" в коррекционной работе учителя русского языка
- Корректируем оптическую дисграфию у младших школьников: примеры игровых упражнений
- 4 приема работы с историческими понятиями
Статьи по теме
- Как адаптировать тексты для студентов, изучающих русский язык как иностранный
- Как работать с устаревшей лексикой на занятиях с билингвами
- Обучение фразеологическим единицам иностранных студентов на начальном этапе обучения
- Пример использования русских народных сказок на уроках РКИ
- Игра как основная форма деятельности билингва