В учебном процессе взаимоконтроль – это особая форма контроля. Ученик может контролировать результат учебной деятельности одноклассника, одногруппника, друга или брата.
Суть состоит именно в том, чтобы этот контроль был взаимным. Надо чтобы ученик мог видеть ошибки другого человека и объективно оценивать его работу, одновременно осознавая, что и его действия контролируются другим учеником, давать правдивые оценки и делать справедливые замечания.
При организации взаимоконтроля учитель обязан объяснить, чего он именно хочет от ученика, каких действий.
Работа в парах
После проведения письменной работы можно предложить обменяться тетрадями с одноклассником.
Учитель объясняет систему оценивания. Ученики выполняют проверку.
Устраивать взаимопроверку можно на любом этапе занятия: при проверке домашних заданий, на этапе закрепления новой темы, обобщения знаний по теме.
В дальнейшем можно варьировать задания и тематику, поддерживая и развивая у учеников стремление помогать друг другу или просить помощи друг друга.
Для того, чтобы провести взаимоконтроль в устной форме, можно подготовить специальные карточки-тренажеры.
Каждому ученику достается своя индивидуальная карточка с заданиями или вопросами.
Например, карточки со словарными словами.
Задание: первый ученик называет слово, а второй ученик должен его произнести по буквам (или записать под диктовку).
Обратим внимание, каждое слово встречается в двух разных карточках.
Это делается специально. Одно и то же слово можно включить и в несколько карточек. Когда все вопросы заданы, ученики заканчивают работу и расходятся. При этом они карточками не обмениваются.
Методику взаимотренажа можно использовать при закреплении материала по разным предметам.
Работа в группах
-
-
-
-
- выполнение письменной работы. На группу дается одно общее задание. Ребята решают задание совместно, попутно контролируя своих “коллег”. Например, совместное составление Интеллект-карты, или Выполнение письменной работы В Гугл, или создание Облака слов, или плаката, или выполнение/создание Теста.
- Тестирование – самый легкий прием и не занимающий много времени. Результаты тестов записываются в таблицу. Затем учитель дает ключ — учащиеся проверяют работу друг у друга.
-
-
-
Во-первых, учитель экономит массу времени на проверку.
Во-вторых, прием можно дополнить все тем же “обоснованием исправления”. То есть проверяющий ученик не просто отмечает неправильные ответы, но и объясняет, почему допущена ошибка.
- Ручеек. Пары/группы образуются следующим образом: учащиеся первого варианта остаются на месте, а учащиеся второго варианта при смене пары пересаживаются на следующую парту, учащийся с последней парты пересаживается за первую парту (варианты можно менять, первый пересаживается, а второй остается на месте).
Единственная проблема, которая возникает, – это необъективность. Но и этого можно избежать, приучая учащихся всегда уметь защищать свою оценку.
Про активные приемы рефлексии можно узнать на вебинаре “15 инструментов эффективного преподавания”
- Старайтесь чаще менять пары в парной работе.
- Не стоит увлекаться приемами взаимоконтроля. Все хорошо в меру.
- Старайтесь контролировать работу проверяющего.
Другие статьи автора
- Два вида учебных вебинаров
- Игры-упражнения для коррекции дисграфии и дислексии: для детей и взрослых
- Три упражнения на коррекцию дисграфии
- Как самостоятельно создать "Прописи" для обучающихся
- Мифы воспитания: наука против интуиции (саммари книги По Бронсона и Эшли Мерримен)
- 14 фильмов об ораторском искусстве и мастерстве убеждения
- 5 упражнений для развития творческого мышления
Статьи по теме
- 10 приложений для проактивного педагога
- QR-коды на занятиях: интересные задания, квесты, кодирование аудиозаписей
- Как правильно создавать тестовые задания для учащихся
- Как вставить тестовое задание в видеоролик
- Как за 5 минут создать онлайн-тест для слушателей
- Лучшие онлайн-сервисы для создания обучающих игр и игровых упражнений