Взаимоконтроль: правила и применение на занятиях

Cоучредитель портала Eduneo.ru, кандидат филологических наук, доцент, логопед, лингвист-эксперт.
Эксперт: в области русского языка, литературы, методики преподавания, логопедии

В учебном процессе взаимоконтроль – это особая форма контроля. Ученик может контролировать результат учебной деятельности одноклассника, одногруппника, друга или брата.

Суть состоит именно в том, чтобы этот контроль был взаимным. Надо чтобы ученик мог видеть ошибки другого человека и объективно оценивать его работу, одновременно осознавая, что и его действия контролируются другим учеником, давать правдивые оценки и делать справедливые замечания.

При организации взаимоконтроля учитель обязан объяснить, чего он именно хочет от ученика, каких действий.

Работа в парах

После проведения письменной работы можно предложить обменяться тетрадями с одноклассником.

Учитель объясняет систему оценивания. Ученики выполняют проверку.

Устраивать взаимопроверку можно на любом этапе занятия: при проверке домашних заданий, на этапе закрепления новой темы, обобщения знаний по теме.

В дальнейшем можно варьировать задания и тематику, поддерживая и развивая у учеников стремление помогать друг другу или просить помощи друг друга.

Для того, чтобы провести взаимоконтроль в устной форме, можно подготовить специальные карточки-тренажеры.

Каждому ученику достается своя индивидуальная карточка с заданиями или вопросами.

Например, карточки со словарными словами.

Задание: первый ученик называет слово, а второй ученик должен его произнести по буквам (или записать под диктовку).

 

 

Обратим внимание, каждое слово встречается в двух разных карточках.
Это делается специально. Одно и то же слово можно включить и в несколько карточек. Когда все вопросы заданы, ученики заканчивают работу и расходятся. При этом они карточками не обмениваются.

Методику взаимотренажа можно использовать при закреплении материала по разным предметам.

Работа в группах

          • выполнение письменной работы. На группу дается одно общее задание. Ребята решают задание совместно, попутно контролируя своих “коллег”. Например, совместное составление Интеллект-карты, или Выполнение письменной работы В Гугл, или создание Облака слов, или плаката, или выполнение/создание Теста.
          • Тестирование – самый легкий прием и не занимающий много времени. Результаты тестов записываются в таблицу. Затем учитель дает ключ — учащиеся проверяют работу друг у друга.

Во-первых, учитель экономит массу времени на проверку.

Во-вторых, прием можно дополнить все тем же “обоснованием исправления”. То есть проверяющий ученик не просто отмечает неправильные ответы, но и объясняет, почему допущена ошибка.

Узнать больше о тестах можно на вебинаре “Тесты на занятиях: современные принципы создания и онлайн-сервисы”

  • Ручеек. Пары/группы образуются следующим образом: учащиеся первого варианта остаются на месте, а учащиеся второго варианта при смене пары пересаживаются на следующую парту, учащийся с последней парты пересаживается за первую парту (варианты можно менять, первый пересаживается, а второй остается на месте).

Единственная проблема, которая возникает, – это необъективность. Но и этого можно избежать, приучая учащихся всегда уметь защищать свою оценку.

Про активные приемы рефлексии можно узнать на вебинаре “15 инструментов эффективного преподавания”

  • Старайтесь чаще менять пары в парной работе.
  • Не стоит увлекаться приемами взаимоконтроля. Все хорошо в меру.
  • Старайтесь контролировать работу проверяющего. 

Статьи по теме

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *