Улучшаем коммуникативные навыки: упражнения и рекомендации

Cоучредитель портала Eduneo.ru, кандидат филологических наук, доцент, учитель-логопед, лингвист-эксперт, преподаватель РКИ взрослым и детям-билингвам, автор книг и пособий для детей с дислексией
Эксперт: в области русского языка, литературы, методики преподавания, логопедии

Коммуникация происходит, если один человек посылает сообщение другому человеку, словами, жестами, мимикой.

Общение происходит, когда двое людей, например, взрослый и ребенок, отвечают друг другу  это двухсторонняя коммуникация.

Как улучшить свои навыки коммуникации?

  • Не воспринимайте реакцию или гнев  собеседника (ребенка, подростка, коллеги) на свой счет, даже если кажется, что они сердятся на тебя.

Дело скорее в страхе или недовольстве, чем в вас лично. Глубоко вдохни и досчитай до десяти. Пусть это будет время для твоего собеседника высказаться, прежде чем он сможет сказать, что у него действительно на уме.

  • Вы не обязаны знать ответы на все вопросы. Совершенно нормально сказать: «Я не знаю».

Если вы хотите узнать что-то дополнительно, скажите об этом, найдите и поделись результатами. А может, вы вообще решите поработать со своим собеседником сообща, чтобы найти ответ на интересующий его вопрос.

  • Уясните такой факт: людям не так важно, чтобы вы согласились, им важнее, чтобы вы их услышали. Удивительно, как много людей жалуются, что их не слышат, но при этом совершенно не слушают сами!

Вы можешь показать, что слышите своего собеседника, уделяя ему все свое внимание и говоря фразы вроде: «Расскажите, пожалуйста, больше о …» , «Что именно насчет … вызывает ваши опасения?» , «То, что вы говорите, вызывает интерес. Можете поделиться, что привело вас к такому мнению?» ,«Что нам нужно сделать, чтобы …?»
Помни: то, что кто-то говорит, и то, что мы в это время слышим, могут совершенно не совпадать. 

  • Признавайте неудобства или недовольства собеседника, и предлагайте конкретные сроки.

Используй уважительные формулировки вроде: «Один из возможных вариантов…», или: «В схожей ситуации мне помогло … С удовольствием поделюсь с вами опытом, если вы считаете, что вам это может быть полезно» вместо «Вам надо сделать то-то и то-то!»

  • Старайтесь сохранять позитивный настрой.

    У нас всегда есть выбор, как мы будем относиться к тому или иному обстоятельству. Люди, которых считают умелыми и успешными (включая профессиональных атлетов и известных деятелей культуры), работают над позитивным настроем.

  • Не забывайте, что замысел большинства людей (включая вас), уникален и эгоцентричен. Это, в общем-то, неплохо, потому что помогает нам добиваться поставленных целей и защитить себя.

Веди себя, как детектив: задавай вопросы, которые проникают в самую суть замысла собеседника. И только тогда у вас может получиться действительно содержательный полезный диалог.

  • Разговор не должен носить оценочный характер, нужно находить положительные, отрицательные моменты поступков и предлагать альтернативные способы поведения.

Упражнение на развитие коммуникабельности

  1. Разговор песнями. Для тренировки понадобится разделиться на 2 равные команды от 1 до 5 человек. Суть упражнения в том, что первая группа задает вопрос, являющийся строкой из песни, а вторая на него отвечает тоже частью любой музыкальной композиции. Делать это нужно поочередно, а на обдумывание ответа дается не более 30 секунд.
  2. Выполнение желаний. Такое упражнение можно выполнять только в паре с другими человеком, причем делать это желательно в обе стороны. Один человек пишет свое желание на листочке и без разговоров о нем пытается объяснить второму участнику, чего именно он хочет. Рекомендуется выбирать желание так, чтобы от партнера потребовалось какое-либо активное действие для его выполнения.
  3. Перевоплощение. Подумайте о своём любимом герое, из сказки, мультика, фильма, или просто человеке, на которого хочется быть похожим. Вспомните в деталях всё, что вас так в нём привлекает, и войдите в образ, пробуя воспроизвести его характер. Пройдитесь по комнате, что-то рассказывая с его интонацией и манерой поведения, используя такие же жесты, взгляд, слова. Прочувствуйте себя совсем в другой роли, и затем выпишите на листе свои мысли и ощущения. В будущем вы вполне можете опираться на них, вспоминая прожитую роль.
  4.  «Фигуры» ( отработка навыка передавать и получать информацию, уточнять, задавать вопросы, пояснять). По очереди в парах один участник объясняет, что нужно рисовать, другой получает информацию, уточняет и рисует.Опрос. « Что было легче – объяснять или рисовать? Какие трудности возникали, как справлялись?»
  5. Грани сходства. Посмотрите внимательно на человека, сидящего рядом с вами. Он не похож на вас. Другой характер, рост, цвет волос или глаз – очень много различий. И это естественно, ведь он Другой. Но сейчас подумайте о том, что вас объединяет, в чем сходство? Ведь оно есть. Только об этом нельзя спрашивать партнера. В течение 4-5 минут будем молча работать, заполняя листок под заголовком «Наше сходство», думая об этом человеке и о себе одновременно, ведь нельзя написать о сходстве, думая только о ком-то другом. При этом постарайтесь написать не только о чисто физических или биографических признаках, по которым вы похожи друг на друга. Но поразмышляйте больше о психологических характеристиках, которые могут вас объединять. Что это может быть?Вы оба общительны и добры? Или оба молчаливы и замкнуты?

После того как вы закончите перечислять сходства, нужно обменяться списками, чтобы выразить свое согласие или несогласие с тем, что написал партнер. Если вы ничего не имеете против его записей, они остаются в списке. Если вас что-то не устраивает, вы просто вычеркиваете эту запись. Тем самым давая понять, что партнер ошибся.

Практикуйтесь!

Статьи по теме

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *