Наблюдения показывают, что задания по фонетике – наиболее трудные и сложные для учеников. Большинство умений формируется еще в период
обучения грамоте:
- различение понятий «буква» и «звук»,
- правильное вычленение звуков из слова и их характеристика,
- определение последовательности звуков в слове при освоении звукового анализа,
- различение твердых и мягких, звонких и глухих согласных звуков.
Формирование фонетических умений требует систематической тренировки, для которой учителями используются различные упражнения и игры. У опытного учителя уже складывается целая система упражнений, направленных на формирование данных умений.
Особое внимание, конечно, уделяется ежедневной работе с «лентой букв» и занимательным заданиям и играм.
Игра «Цепочка»
Данное игровое упражнение по типу «города» имеет разные варианты. Можно работать с согласными парными по твердости/мягкости, по глухости/звонкости, предлагать задания на различение гласных и согласных звуков, определение количества слогов в словах по предметным карточкам или карточкам со словами.
Игра «Картинный ряд»
Ученикам предлагается слово. Например, азбука.
Задание: Из предложенных предметных картинок выберите те, в названии которых первый (последний, второй, третий и т.д.) звук слова соответствовал бы звуку из слова азбука.
1 вариант игры. Количество картинок соответствует количеству звуков в слове.
2 вариант игры. Картинок больше, чем звуков в слове. Появляются лишние картинки.
3 вариант игры. На каждую букву, обозначающую согласный звук, предлагается две картинки: правильная и неверная.
Например, первый звук слова изображенного предмета на одной картинке мягкий, а первый звук слова изображенного предмета на второй картинке твёрдый. Трудности у детей в вычленении звуков связаны с тем, что парные по мягкости и твердости согласные звуки близки по месту образования и звучанию. Для их различения требуется развитый фонематический слух, поэтому многим детям выполнить безошибочно данное задание сложно.
Лишние картинки
Данные игры направлены на формирование многих умений. В игре «Обучение грамоте» для различения глухих и звонких согласных звуков предлагается игра «Колокольчики». Учитель говорит слова со звуками [д], [д’], [т], [т’]. Ребенок, выделив звук, поднимает нужный колокольчик. В другом варианте игры ребенок распределяет предметные карточки на 2 группы.
Игра «Кулачки-ладошки»
Если твёрдый звук, то кулачки сжимают, если мягкий – показывают ладошки.
Данную игру можно чередовать с играми «Камень-вата», «Тим и Том». Если твёрдый звук, то говорят камень или Том, а если мягкий, то вата или Тим.
Работая над обозначением твёрдости и мягкости согласных, нужно обязательно обращать внимание на различение понятий «звук» и «буква».
Игра «Угости Тима»
Задание: Тим любит фрукты и овощи со звуком [р’]. Выбери названия овощей и фруктов, которые понравятся Тиму.
Арбуз, помидор, груша, редис, мандарин, баклажан, тыква, редька, огурец, перец, капуста, репа, редька.
Игра «Покупка мебели»
Задание: привезите из магазина предметы мебели со звуком [т].
Мебель: стул, тумба, кушетка, диван, тахта, шкаф, комод [камот], табурет, кровать, этажерка.
«Вагончики»
Игра «Вагончики» предложена для формирования умения определять место звука в слове. Внизу, под вагончиком, на линии (схема слова) точкой указано положение нужного звука в слове: в начале, в середине, в конце.
Умение находить орфограммы в слове, то есть «опасные места» в слове и, как результат, грамотное письмо зависит от того, как ребенок научится слышать звучащее слово, выделять отдельные звуки, соотносить звук и букву.
По словам М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко «Недостаток фонетической работы в период обучения грамоте, как и ошибки в её проведении, неизбежно скажутся на качестве последующей подготовки школьников. Вот почему на это направление работы следует обратить самое серьёзное внимание».
Другие статьи автора
- Приёмы скорочтения
- Как сформировать просмотровое чтение у учащихся
- Смысловое чтение: анализируем сказку "Теремок"
- Приемы ТРИЗ-педагогики на уроках развития речи в начальной школе
- Нет проблем? Учись их создавать, или Проблемные вопросы на уроках литературного чтения
- "Секретики" загадок: как научить ученика разгадывать и составлять свои
Статьи по теме
- Игровые упражнения для изучающих русский язык на начальном этапе: правописание
- Как создать лингвистический интернет-мем для занятий по русскому языку и культуре речи
- Как анализировать художественные тексты с помощью Национального корпуса русского языка
- 6 компетентностно-ориентированных заданий по литературе (на примере басен И.А. Крылова)
- Формируем смысловое учение у учащихся начальной школы: работаем с текстом на уроке
- Электронные тетради: создание, структура, примеры
- Google Classroom: функционал и краткая инструкция по созданию онлайн-курса