Как учить буквы с ребенком-дислексиком: рекомендации и приемы работы

Aвтор материала: Галина Волосовцева -
Основатель студии «Чудо Дети», учитель со стажем более 10 лет, лингвист, специалист по коррекции специфические нарушения учебных навыков, нейропедагог.
Эксперт: нейропедагогика, дислексия, дисграфия, дискалькулия и диспраксия, психологическая поддержка семей с детьми, имеющими трудности в обучении.
Проект автора: Чудо Дети

Если такой ребенок есть в группе или классе, то учить его  отдельно  не надо. Грамотно выстроенное обучение языку уже хорошее подспорье в решении проблем ребенка.

По своему опыту знаю, что обучение  большинства обучающихся по стратегиям, работающими с дислексами, дает великолепный эффект для всех. А вот обратное действие – обучение  классическими, программными  способами  могут подойти далеко не всем нормотипичным ребятам .

Следовательно,  знание стратегий «особенного» обучения полезно всегда!

 Начало обучения

На начальном этапе большим камнем преткновения может стать простое запоминание букв. Буквы могут путаться и зеркалить. Кроме того, если речь идет о запоминании иностранного алфавита, интерференция (последствие влияния одного языка на другой) может давать как свои плюсы, так и минусы.

Приведу конкретные примеры.

Буква «P» в английском языке похожа на русскую «Р». Ребенок, опираясь на имеющиеся у него знания, может их путать. Если его мозг с трудом переключается, то такие случаи схожести могут мешать. Однако очень часто случается, что родной язык может стать той опорой, на которой выстроится новая нейронная связь. Так бывает, например, с «О, К».

Рекомендации

  • не использовать на первых этапах транскрипцию;

Не бойтесь от нее отказаться. Эксперименты показывают, что это облегчает работу и преподавателю и ученику.

  •  изучать буквы не в алфавитном порядке, а по частотности их употребления в самых простых словах;
  • с буквой связывают самое частотное и простое звучание и  название.

Какие еще методы мы можем использовать, если  изученные подобным образом буквы ребенок  не запоминает?

Можно обратиться к мультисенсорному или, как его именуют в отечественных трудах, полимодальному  подходу. То есть воздействие через все возможные пути восприятия.

В классическом подходе учитель обычно параллельно использует каналы зрительного и слухового восприятия с применением моторики и артикуляции – буква может прописываться и проговариваться.

Но и этого может быть недостаточно. Ведь проблема зачастую в том, что новая информация не автоматизируется.

А простое, даже сотни раз повторенное, зазубривание одним и тем же способом либо не приводит к хорошему устойчивому результату, либо вырабатывает негативный паттерн, который потом сослужит плохую службу.

  • стоит выбирать корректные способы заучивания. Переучивать всегда сложнее, чем учить заново.
  • А случается, к сожалению, что ученика переучили, и, в условиях положительной психоэмоциональной поддержки, употребляет, а в стрессовой ситуации устойчивый первично сформированный образец возвращается.

Как следствие – удерживать и формировать положительную атмосферу на уроке. Если нет сил, то хотя бы не провоцировать негативную.

Это очень важно! Потому  что  когнитивное воздействие  даст результат только на положительно заряженном стимуле. Может заработать и на отрицательно заряженном. Но что это будут за знания?

Каждый из нас может припомнить какое – нибудь слово или предмет, который буквально врезался в память в момент, когда было испытано чувство стыда, боли или унижения. Но это не наши методы!

Что нужно иметь в арсенале учителю, который  имеет желание воздействовать на ум ребенка всеми возможными и доступными способами?

  • Алфавит.

Однако наличие готовых букв не должно вас мнимо успокаивать. Стоит использовать  другие варианты, которые ребенок будет делать сам.

*Готовые (купленные или изготовленные самостоятельно) буквы алфавита должны быть разными на ощупь. Строчные, заглавные, печатные и прописные могут быть и мягкими, и твердыми, и из пластика, и из дерева.

*Ребенок их может потрогать, обвести пальцем. Например, буквы из наждачной бумаги с очень большой фракцией (то есть мелкоабразивная наждачка) предложила еще Мария Монтессори. Ее алфавит был наклеен на плотную основу. Укрупнен, о чем и нам не стоит забывать.

Если кто – то из учителей еще не видел фильм «Звездочки на Земле», обязательно рекомендую к просмотру. Уверена, что он не оставит вас без впечатлений и некоторых методических заметок.

Вместо наждачной бумаги можно использовать и бархатную, гофрированную. Также могут пригодиться глиттеры с блестками, смешанные с клеем и контуры по стеклу.

*Следующий вариант – объемные буквы, которые можно взять в руки. Пощупать со всех сторон, «понять» их расположение в пространстве, закрыв впоследствии глаза.

Игры и упражнения с буквами

  • Волшебный мешочек –  дети достают из непрозрачной сумочки буквы и называют их. Если сумочка достаточно велика, то ребенок может попытаться угадать, опустив в нее обе руки и не подглядывая.

*Угадывание в тишине. Нужно будет букву узнать и написать на доске. А все остальные участники проверяют правильность. Аналогично мы поступаем и с цифрами, и с игрушками.

*Магнитная удочка – магнитные буквы отлавливаются и называются. Удочка – детская игрушка. Также можно написать просто на рыбках из игрового комплекта.

*Буквы разложены в хаотичном порядке по кабинету, дети находят их по порядку. Как и раньше, можно с называнием, можно без.

* Прыгаем по алфавиту, который написан не по порядку. 
Можно усложнить, например, если буква обведена зеленым кружочкам, то похлопать в ладоши или, если позволяет словарный запас, вспомнить название животного.

*Раскладывание или размещение магнитных заглавных букв в алфавитном порядке (это уже ближе к концу изучения) и приписывание к ним их строчных сестричек маркером или мелом.

На этапе изучения алфавита считаю очень важным делать  детям доступной возможность посмотреть на визуальную опору. Это может быть плакат с азбукой,  размещенный так, чтобы ученику приходилось к нему сбегать,  возвращаясь к доске или столу, удерживая нужное в памяти.

Также из самоизготовленных алфавитных игр мне очень нравятся варианты с прищепками и тарелочками. Можно делать как для всего алфавита, так и для самых трудных, «западающих» букв.

Как показывает практика, все вышеизложенные способы очень нравятся ребятам. Это увеличивает их мотивацию, улучшает отношение к предмету, снижает тревожность. Эффективность  занятий значительно возрастает.

Статьи по теме

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *