Занятие ориентировано на иностранцев, владеющих русским языком на продвинутом уровне.
Теоретический материал
Каждый народ в процессе своего развития проявлял себя в сфере устного творчества, которая получила название фольклор. Фольклор – мудрость и душа русского народа. Фольклорные произведения связаны с верой в то, что природа и животные обладают душой и разумом; мир населён таинственными существами, волшебниками и чудовищами; будничная жизнь человека определяется его судьбой.
- Жанры фольклора: сказка, пословица, поговорка, загадка; песня, частушка; былина.
- Виды песен: лирическая, хороводная, колядка, свадебная, колыбельная.
- Виды сказок: волшебная, о животных, бытовая.
- Сказка начинается с присказки – небольшого текста, не связанного с сюжетом. Заканчивает сказку концовка – предложение, обращенное к слушателям.
Вопросы и задания
Ответьте на вопросы по текстам.
- С чем связан фольклор?
- Что стало основой веры человека?
- Приведите примеры такой веры из вашего фольклора. Чем обладают природа и животные в фольклоре?
- Кто населяет мир? Вспомните подобных героев вашего родного фольклора. Что такое судьба?
- Какие жанры фольклора вы знаете?
- Вы знаете примеры русских сказок, пословиц, поговорок, загадок?
- Приведите примеры из вашего родного фольклора. В чем различия между русским фольклором и вашим?
- Есть ли что-то общее между сказками, пословицами, поговорками, загадками разных стран?
- Назовите темы русских народных песен, судя по их названию.
- Как вы поняли фразу «мудрость и душа народа»?
Составьте план текста. Выделите главную мысль и ключевые слова каждой части. Пользуясь планом и ответами на вопросы 1-4, перескажите текст.
Вопросы и задания
1. Прочитайте сказку. Как вы поняли ее смысл? Чему учит сказка? С кем можно сравнить ее героев журавля и цаплю?
2. К какому виду сказок относится сказка «Журавль и цапля»? Поясните.
3. Составьте план текста. Найдите присказку и концовку.
Читайте и отвечайте на вопросы к тексту.
4. Что происходит весной? Какими глаголами описана весна? Зачем прилетают перелетные птицы из-за моря? Что общего между жизнью природы и жизнью человека?
5. О чем думает журавль? Почему он хочет посватать цаплю?
6. Прочитайте путь журавля по болоту, где живет цапля. Какими словами описана трудность этой дорожки?
7. Прочитайте диалог журавля и цапли по ролям. Какие эмоции испытывают герои? С помощью каких слов переданы эмоции журавля и цапли?
8. Почему журавль обиделся на цаплю? Как в тексте показаны его эмоции (вспомните его путь по болоту до разговора с цаплей)?
9. Какие достоинства увидела цапля в журавле? Сравните недостатки и достоинства журавля. Как цапля хочет извиниться?
10. Почему цапле так же тяжело идти по болоту, как и журавлю?
11. Прочитайте диалог журавля и цапли по ролям. Какие эмоции испытывают герои? С помощью каких слов переданы эмоции журавля и цапли? Почему журавль прогоняет цаплю?
12. Прочитайте последний диалог героев по ролям. Как показаны обида и недовольство героев друг другом? К чему приведет ссора журавля и цапли?
13. Почему в финале журавль снова передумал и решил прийти к цапле? Почему в сказе нет их разговора в финале?
14. Как вы думаете, что значит описание трудного пути по болоту?
Сравните описания пути героев в разных частях сказки.
«Вот и пошел он дорожкой по болоту: тяп да тяп ногами, а ноги да хвост так и вязнут; Он упрется клювом – хвост вытащит, а клюв увязнет; клюв вытащит – хвост увязнет»; «Пошла цапля, а путь по болоту не близок: то одна нога увязнет, то другая. Крылышко вытащит – клюв испачкает»; «Путь до журавля долог, болото вязко: то одна ножка увязнет, то другая. Крылышко вытащит – клюв испачкает; насилу добралась до журавлиного гнезда»; «Встал скорехонько и пошел опять по болоту: тяп, тяп ногами, а ноги да хвост так и вязнут; вот упрется он клювом, хвост вытащит – клюв увязнет, а клюв вытащит – хвост увязнет».
Какие слова повторяются? Как передано движение героев? С помощью каких слов передан звук шагов? К какой части речи принадлежат слова «тяп да тяп»?
15. Как вы понимаете финал сказки? Почему сказано, что журавль и цапля «дорожку проторили, а пива не сварили»?
16. Какие проблемы жизни человека описаны в этой сказке? Чем она интересна для подростков, а чем – для взрослых?
Вывод: Занятие посвящено знакомству иностранных учащихся с понятием фольклора, его жанрами. Особенности жанра сказки рассматриваются на примере русской народной сказки «Журавль и цапля».
Статьи по теме
- Художественный фильм “Мой ласковый и нежный зверь” на занятиях РКИ
- Игры на уроках РКИ: продвинутый этап обучения
- Как работать с карикатурами на уроках РКИ
- Комиксы на уроках разрешаются
- Методы и приемы словарной работы на уроках делового русского как иностранного
- Преподавание лексики на начальном этапе изучения русского языка как иностранного (Тема: “Я и моя семья”)
- Короткие аутентичные видеоматериалы на занятиях РКИ