Работа с терминами и понятиями является важной составляющей учебного процесса в вузе и должна вестись непрерывно на всех этапах обучения студентов. Именно терминологическая работа является основой формирования языка специальности и иных профессионально-коммуникативных компетенций.
Итак, в учебном процессе рекомендуется:
1. По мере объяснения преподаватель вводит термин, записывает его на доске или выводит на экран, а студенты фиксируют его в тетрадях, даётся устное или письменное объяснение термина (для этого обучающимся предлагается завести специальную тетрадь-словарь). Приём проговаривания термина несколько раз вслух позволяет тренироваться в правильном его произношении. Особенно целесообразно делать это при знакомстве с терминами иностранного происхождения.
2. Приём выявления семантики и этимологии слова особенно важен при изучении термина иностранного происхождения. Выяснив происхождение термина, необходимо соотнести его смысловое значение с переводом на русский язык.
Например, при самостоятельном анализе терминов «биоцентризм» и «антропоцентризм»
обучающиеся определяют, что это сложные слова, состоящие из уже известных им греческих и латинских слов: в первом случае это bios (жизнь) и centrum (центр), во втором – anthropos (человек) и centrum (центр). Далее студенты самостоятельно сопоставляют понятие «экология» с терминами, что положительно сказывается на запоминании не только терминов, но и понятия. В этом заключается аналитико-синтетический приём терминологической работы.
3. Очень важно, чтобы в ходе изучения нового материала или на других этапах в системе занятий одни и те же термины использовались в различных учебных ситуациях: произносились преподавателем, записывались, применялись в ходе практических работ, для постановки проблемных вопросов, озвучивались студентами самостоятельно. Данный приём можно использовать при работе с терминами иностранного происхождения, состоящими из двух или более слов, например, для постановки проблемных вопросов и ситуаций на практических занятиях.
Например, обучающимся даются понятия «экологический кризис» и «экологическая катастрофа». Разъясняются термины «экология» (в переводе с греческого языка означает «дом, жилище, место пребывания»), «кризис» (такое состояние окружающей среды, которое угрожает биосфере и человеку) и «катастрофа» (в переводе с греческого языка «переворот, ниспровержение, смерть» – происшествие, возникшее в результате природной или техногенной чрезвычайной ситуации, повлекшее за собой гибель людей или какие-либо непоправимые последствия в истории того или иного объекта). После обсуждения и освоения терминов преподаватель предлагает соотнести понятия «экологический кризис» и «экологическая катастрофа», опираясь на термины. Также обучающимся даётся вопрос для обсуждения: какие действия мирового сообщества способны вывести человечество из экологического кризиса?
4. Эффективным приёмом работы с терминами на этапе закрепления знаний обучающихся является составление кластеров.
Кластер – графический приём систематизации материала с выделением смысловых единиц текста. В блоках располагается краткая информация, стрелками обозначаются причинно-следственные связи.
Кластер (гроздь): предполагает выделение смысловых единиц текста и его графическое оформление в виде грозди.
Важно в тексте, с которым работаешь:
1. Выделить главную смысловую единицу в виде ключевого слова или словосочетания (тема).
2. Выделить связанные с ключевым словом смысловые единицы (категорий информации).
3. Конкретизировать категории мнениями и фактами, которые содержаться в осваиваемой информации.
5. Сопоставительные таблицы помогают систематизировать информацию, проводить параллели между явлениями, событиями или фактами.
Источник изображения: Designed by Freepik
Другие статьи автора
- Использование блог-технологий в учебном процессе вуза
- Дидактические задания на основе "облака слов" в коррекционной работе учителя русского языка
- 5 книг для тех, кто хочет познать искусство диалога и психологию общения
- Учебный кроссворд: как и где составить
- ТОП-6 авторских методик изучения английского языка
- Игры-упражнения для коррекции дисграфии и дислексии: для детей и взрослых
- Корректируем оптическую дисграфию у младших школьников: примеры игровых упражнений