Совместное обучение: разные модели для разных детей

Aвтор материала: Шевелёва Дария Евгеньевна -
педагог-психолог (Москва)
Эксперт: в области коррекционной педагогики и психологии, инклюзии, педагогической компаративистики

Инклюзия – курс, безоговорочно принятый многими государствами для развития системы образования и, в частности, массовой школы. Интеграция детей с ОВЗ в общеобразовательный класс и их пребывание в среде здоровых сверстников – задачи, которые решаются в разных странах системами общего и специального образования.

Сумма декларативных заявлений, теоретическое обоснование инклюзии и положения нормативно-правовых актов (которыми провозглашается приоритет обучения детей с ОВЗ в массовой школе над их обучением в специальных школах) трансформировались в технологии совместного обучения и при переходе к практике поставили вопрос о действительных педагогических и организационных формах интеграции.

К настоящему времени в образовании многих стран (включая Россию), проводящих интеграцию, утверждена позиция об опасности форсированного перехода к совместному обучению, о недопустимой ликвидации специальных школ или классов в массовой школе и об отсутствии оснований для включения всех детей с ОВЗ в класс со здоровыми детьми.

Современной взвешенной позицией, учитывающей риски, возможности и границы инклюзии, выработана рекомендация для системы общего образования:

  • дети с ОВЗ, которые не могут получить должное обучение и коррекционную помощь в общеобразовательном классе, направляются в специальные / коррекционные классы со специальными обучающими технологиями.

Режим совместного обучения или обучения в специальном классе не является постоянной величиной и может со временем изменяться в зависимости от динамики развития ребенка и скорости изменений его психологических показателей.

Образовательная и социальная интеграция

Образовательная интеграция – обучение в общеобразовательном классе.

Социальная – контакты со здоровыми деть во внеурочное время, совместное участие в различных мероприятиях, наличие общего (физического и временного) пространства, в котором устанавливаются и развиваются связи между детьми.

Можно отметить, что социальная интеграция немного компенсирует  отсутствие образовательной интеграции, когда состояние ребенка и педагогические условия школы (в виде невыполнимого требования постоянно применять индивидуальный подход или потребность в специальных дидактических методах) не позволяют ему обучаться в общеобразовательном классе.

Вместе с тем необходимо указать на важное педагогическое правило: обучение детей с ОВЗ в общеобразовательном или специальном классе и формы интеграции в среду здоровых сверстников не являются «постоянной величиной» и могут изменяться в ту или иную сторону в зависимости от показателей и динамики развития «особого» ребенка.

Критерии и рекомендации

Российской специальной педагогикой выработаны критерии, на основании которых дается заключение о рекомендуемой форме обучения – основанием является уровень психофизического и речевого развития ребенка.

  • Уровень развития, равный или приближающийся к показателям здоровых детей, и возможность обучаться без помощи дефектолога / специального педагога (или при его незначительной помощи) дают основание для обучения ребенка в общеобразовательном классе.
  • При уровне развития существенно ниже нормативных показателей ребенок должен направляться в специальный (коррекционный) класс.

Как определяют?

В качестве психодиагностического инструментария для определения «умственной зрелости» можно предложить

Каталог психологических тестов

Исходя из вида патологии можно обозначить принципы и дать общие рекомендации относительно траектории школьного обучения.

Траектории обучения представляются двумя вариантами:

  • первоначальное преобладание обучение в специальном классе с малой долей образовательной интеграцией (или контакты со здоровыми сверстниками исключительно во внеурочное время) и на начальном этапе – преимущественно образовательная интеграция, далее – переход к режиму раздельного обучения.

Для кого: для детей с нарушениями зрения, слуха, ДЦП, расстройствами аутистического спектра (в нетяжелой форме), которые к началу обучения в школе имеют ряд психофизических характеристик, затрудняющих учебную деятельность и освоение учебной программы.

При этих патологиях дети (преимущественно в начальной школе) нуждаются в специальных, часто индивидуализированных условиях обучения и коррекционно-развивающих занятий.

Для удовлетворения особых образовательных потребностей этих детей в массовой школе создаются специальные классы, общение со здоровыми сверстниками происходит в режиме социальной интеграции во внеурочное время.

  • первоначально  направляются в общеобразовательный класс, где происходит обширная социализация и устанавливаются взаимосвязи со здоровыми детьми.

Для кого: для детей с умственной отсталостью.

На этапе младшей школы учебная программа содержит такой материал, который позволяет детям с умственной отсталостью продвигаться в его изучении и показывать свою образовательную состоятельность (при определенном индивидуальном подходе и помощи специального педагога). Впоследствии, при переходе на следующую ступень обучения и в связи с усложнением материала доля обучения в специальных классах увеличивается (вплоть до полного объема академических дисциплин),так как требования общеобразовательной программы превышают когнитивные возможности детей.

Для общего посещения и интеграции со здоровыми детьми могут оставлены некоторые уроки неакадемического плана, например, физкультура.

Условия массовой школы – дидактическое обеспечение, квалификация учителей, возможности и ограничения индивидуального подхода – требуют соблюдения образовательных прав детей с ОВЗ. То есть  обучение должно быть организовано таким образом, при котором избираются оптимальная учебная среда и наиболее оправданные и безболезненными способы интеграции в сообщество здоровых сверстников.

 

 

Статьи по теме

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *