Инклюзия – курс, безоговорочно принятый многими государствами для развития системы образования и, в частности, массовой школы. Интеграция детей с ОВЗ в общеобразовательный класс и их пребывание в среде здоровых сверстников – задачи, которые решаются в разных странах системами общего и специального образования.
Сумма декларативных заявлений, теоретическое обоснование инклюзии и положения нормативно-правовых актов (которыми провозглашается приоритет обучения детей с ОВЗ в массовой школе над их обучением в специальных школах) трансформировались в технологии совместного обучения и при переходе к практике поставили вопрос о действительных педагогических и организационных формах интеграции.
К настоящему времени в образовании многих стран (включая Россию), проводящих интеграцию, утверждена позиция об опасности форсированного перехода к совместному обучению, о недопустимой ликвидации специальных школ или классов в массовой школе и об отсутствии оснований для включения всех детей с ОВЗ в класс со здоровыми детьми.
Современной взвешенной позицией, учитывающей риски, возможности и границы инклюзии, выработана рекомендация для системы общего образования:
- дети с ОВЗ, которые не могут получить должное обучение и коррекционную помощь в общеобразовательном классе, направляются в специальные / коррекционные классы со специальными обучающими технологиями.
Режим совместного обучения или обучения в специальном классе не является постоянной величиной и может со временем изменяться в зависимости от динамики развития ребенка и скорости изменений его психологических показателей.
Образовательная и социальная интеграция
Образовательная интеграция – обучение в общеобразовательном классе.
Социальная – контакты со здоровыми деть во внеурочное время, совместное участие в различных мероприятиях, наличие общего (физического и временного) пространства, в котором устанавливаются и развиваются связи между детьми.
Можно отметить, что социальная интеграция немного компенсирует отсутствие образовательной интеграции, когда состояние ребенка и педагогические условия школы (в виде невыполнимого требования постоянно применять индивидуальный подход или потребность в специальных дидактических методах) не позволяют ему обучаться в общеобразовательном классе.
Вместе с тем необходимо указать на важное педагогическое правило: обучение детей с ОВЗ в общеобразовательном или специальном классе и формы интеграции в среду здоровых сверстников не являются «постоянной величиной» и могут изменяться в ту или иную сторону в зависимости от показателей и динамики развития «особого» ребенка.
Критерии и рекомендации
Российской специальной педагогикой выработаны критерии, на основании которых дается заключение о рекомендуемой форме обучения – основанием является уровень психофизического и речевого развития ребенка.
- Уровень развития, равный или приближающийся к показателям здоровых детей, и возможность обучаться без помощи дефектолога / специального педагога (или при его незначительной помощи) дают основание для обучения ребенка в общеобразовательном классе.
- При уровне развития существенно ниже нормативных показателей ребенок должен направляться в специальный (коррекционный) класс.
Как определяют?
В качестве психодиагностического инструментария для определения «умственной зрелости» можно предложить
- Школьный тест умственного развития (ШТУР),
- Тест умственного развития младших школьников (ТУРМШ),
- Тест умственного развития подростков (ТУРП).
Каталог психологических тестов
Исходя из вида патологии можно обозначить принципы и дать общие рекомендации относительно траектории школьного обучения.
Траектории обучения представляются двумя вариантами:
- первоначальное преобладание обучение в специальном классе с малой долей образовательной интеграцией (или контакты со здоровыми сверстниками исключительно во внеурочное время) и на начальном этапе – преимущественно образовательная интеграция, далее – переход к режиму раздельного обучения.
Для кого: для детей с нарушениями зрения, слуха, ДЦП, расстройствами аутистического спектра (в нетяжелой форме), которые к началу обучения в школе имеют ряд психофизических характеристик, затрудняющих учебную деятельность и освоение учебной программы.
При этих патологиях дети (преимущественно в начальной школе) нуждаются в специальных, часто индивидуализированных условиях обучения и коррекционно-развивающих занятий.
Для удовлетворения особых образовательных потребностей этих детей в массовой школе создаются специальные классы, общение со здоровыми сверстниками происходит в режиме социальной интеграции во внеурочное время.
- первоначально направляются в общеобразовательный класс, где происходит обширная социализация и устанавливаются взаимосвязи со здоровыми детьми.
Для кого: для детей с умственной отсталостью.
На этапе младшей школы учебная программа содержит такой материал, который позволяет детям с умственной отсталостью продвигаться в его изучении и показывать свою образовательную состоятельность (при определенном индивидуальном подходе и помощи специального педагога). Впоследствии, при переходе на следующую ступень обучения и в связи с усложнением материала доля обучения в специальных классах увеличивается (вплоть до полного объема академических дисциплин),так как требования общеобразовательной программы превышают когнитивные возможности детей.
Для общего посещения и интеграции со здоровыми детьми могут оставлены некоторые уроки неакадемического плана, например, физкультура.
Условия массовой школы – дидактическое обеспечение, квалификация учителей, возможности и ограничения индивидуального подхода – требуют соблюдения образовательных прав детей с ОВЗ. То есть обучение должно быть организовано таким образом, при котором избираются оптимальная учебная среда и наиболее оправданные и безболезненными способы интеграции в сообщество здоровых сверстников.
Другие статьи автора
- Нарушения развития? Лечить? – Развивать и учить! Или чем сегодня занимается лечебная педагогика
- Ребенок с аутизмом в школе: как помочь в общении со сверстниками
- Педагоги в инклюзивном образовании: схемы работы «общего» и «специального» учителя
- Групповые формы обучения для инклюзивного образования: дети помогают детям
- Summary на книгу Т. Уокера«Финская система обучения: как устроены лучшие школы в мире»
- Учитель для инклюзии
Статьи по теме
- “Ребус-метод” обучения чтению учащихся с интеллектуальной недостаточностью
- Грамматические способности и чувство ритма: а есть ли связь?
- Обследование чтения у школьников
- Одаренный ребенок в классе: как распознать и как организовать?
- Как организовать работу с детьми группы риска на занятиях по русскому языку и литературе?
- Три упражнения на коррекцию дисграфии