Инвестиции в образование – самые ценные. С таким утверждением согласны многие.
Сегодня учиться можно всему: ораторское искусство, скорочтение, языкам, психологии, технологии и т.д.
Но смущает то, что такие услуги практически никак не сертифицируются. Кто угодно может назвать себя лектором, педагогом или коучем. Это всё несет в себе определенные риски.
В лучшем случае вы рискуете стать «вечным студентом», а в худшем – столкнуться с непрофессионализмом, который в некоторых случаях может даже навредить.
Тренинги личностного роста
Как правило, они не дают никаких реальных знаний и техник, а лишь накачивают эмоциями. И это совсем не безопасная для психики процедура.
На что обратить внимание?
- В таких местах будут говорить, что только здесь вы сможете узнать главный секрет, с помощью которого с лёгкостью добьётесь денег, власти, исполнения желаний.
- Речевые маркеры: «Об этих законах благосостояния знают все успешные люди, но они никогда не расскажут вам об этом».
- Сами «законы» обычно оказываются набором каких-то общеупотребительных банальностей. Но подаются они таким образом, что человек внезапно начинает чувствовать, что понял, как правильно жить.
- Эмоциональное опьянение проходит очень быстро (день-два) и выясняется, что оно только добавило проблем в жизни, а вовсе их не решило.
Абстрактные знания
Вокруг действительно много всего интересного. Помните Агнию Барто: “Драм кружок. Кружок по фото. Мне еще и петь охота”?
Если прямо сейчас вы не собираетесь пользоваться знаниями, то они быстро забудутся, и деньги будут потрачены впустую. К тому же, восприятие информации гораздо выше, когда есть практическая мотивация, а не абстрактное желание.
Любимое занятие может быть ценно само по себе, вне зависимости от результатов. Но тогда вы должны хорошо представлять, где возьмете время на это дело, ведь забрать его у сна или отдыха – идея не из лучших.
Неподходящий лектор
Что интересно, здесь могут прямо противоположные варианты.
- не имеющие опыта люди
Поскольку организовывать вебинары и писать книги стало модно, то занимаются этим все. Поэтому внимательно изучите личность лектора – почитайте о нем, поинтересуйтесь у коллег.
- люди, имеющий только определенный опыт, в определенной сфере.
С одной стороны, это правильно – учиться у людей, которые реально смогли добиться впечатляющих результатов. Но, с другой стороны, может статься, что те приёмы, о которых может рассказать такой преподаватель-практик, годятся только для него.
Бесполезными могут оказаться и материалы, авторами которых являются лекторы, потому что они не адаптированы к другим ситуациям.
Маркером в речи лектора могут быть слова: “У меня есть свой уникальный метод или методика!”
Подводя итоги, хочется заметить, что учиться тоже надо уметь. Ведь хорошее образование – это не только набор информации по какому-то вопросу, но в первую очередь полученный навык мыслить критично, системно и уметь отделять важное от ненужного.
И, разумеется, всё вышесказанное не значит, что нужно отказаться от учёбы вообще. Но получать знания тоже надо с умом, чтобы это не стало напрасной тратой времени и денег.
Другие статьи автора
- 14 советов, которые помогут сделать изучение иностранного языка в режиме онлайн эффективным
- Английский за рубежом. Особенности выездного обучения
- Как научить английскому языку, опираясь на гендерные различия обучающихся
- Чек-лист - помощник в изучении иностранного языка
- Как изучение иностранных языков влияет на мозг
- Как выбрать репетитора для ребенка
Статьи по теме
- 14 фильмов об ораторском искусстве и мастерстве убеждения
- Интервью c Н. Блуст: “О том, что я стану руководителем сетевого сообщества педагогов, мне предсказал астролог”
- Техника вопроса и “фразы-убийцы” в речи (по следам книги Карстен Бредемайер, Райнер Нойман “Мастер словесной атаки”)
- Профессиональное развитие педагога: практикум (по материалам книги «Developing teacher», Duncan Foord)
- Учитель для учителя
- Педагогическая этика, или О чем молчит учитель?
- 7 фильмов, о существовании которых должен знать каждый педагог